Вы наверняка помните статью ТОЧКА ДРЕЙПЕРА - так называют температуру, по достижении которого все твёрдые тела начинают светиться. И чам выше температура, тем свечение интенсивнее, ярче.
Это имеет очень важное практическое применение, ибо именно от того, при какой температуре стоит обрабатывать металл, ковать, закалять, отпускать или отжигать его, зависит конечный результат. Опытные мастера способны на глаз определить, достаточно ли нагрета деталь, и не слишком ли долго её калили.
В этом смысле абсолютно неоценим вклад, который в общее дело металлообработки внёс наш соотечественник Дмитрий Константинович Чернов. Он определил те самые критические температуры, при которых происходит изменение фазового состояния и температуры стали при её нагреве и охлаждении.
(На этом рисунке присутствуют некоторые эпонимы, о которых я вам ещё не рассказывал - АУСТЕНИТ, ЛЕДЕБУРИТ, МАРТЕНСИТ и пр. Но это потом, не всё сразу.)
ТОЧКАМИ ЧЕРНОВА являются:
- a - примерно 700 °C (точка темно-вишневого каления стали). Ниже этой температуры сталь не принимает закалки, как бы быстро она ни охлаждалась.
- b - 950 °C. Ниже сталь не изменяет своей структуры.
- c - около 1400 °C (на самом деле - от 1370 °C до 1530 °C, в зависимости от состава). При этой температуре происходить плавление стали.
- d - приблизительно 470 °C. Именно до такой температуры нужно охладить сталь для завершения полной закалки.
В 1866 - 1868 годах Чернов изучал бракованные стволы тяжёлых оружий и установил, что в большинстве случаев имело место нарушение температурного режима при обработке стальных изделий. Подтверждение этому он нашёл в трудах других известных металлургов - инженеров Павла Аносова, Павла Обухова, Александра Лаврова, Николая Калакуцкого и пр.
В результате как раз и были вычислены те самые температуры, при которых происходят изменения структуры металла. Результаты этих исследований Чернов опубликовал в «Записках Русского технического общества». Считается, что именно после публикации этой статьи металлургия превратилась из ремесла в науку.
Дмитрий Константинович Чернов (20 октября/1 ноября 1839 - 2 января 1921) - русский металлург, изобретатель. Почётный председатель Русского металлургического общества, почётный вице-президент Британского Института железа и стали, почётный член американского Института горных инженеров и член многих других русских и иностранных организаций.
Родился в нашей Северной столице, учился в Санкт-Петербургском практическом технологическом институте, причём закончил его с серебряной медалью, а затем там же преподавал «черчение и низшую математику».
Через несколько лет его пригласили на Обуховский сталелитейный завод, на должность помощника начальника завода. Как раз там он установил, что при изменении температуры сталь меняет свои свойства и проходят полиморфические превращения.
Потом иностранцы наняли его для поиска соляных месторождений в Малороссии. Что интересно, искал он их в окрестностях Бахмута - да, того самого, в/на Донбассе. По итогам этих изысканий в 1885 году было создано Голландское общество по разработке каменной соли в России и построена голландская соляная шахта «Пётр Великий» при станции Ступки близ Бахмута.
По возвращении домой, Чернов работал в Морском техническом комитете и стал главным инспектором Министерства путей сообщения по наблюдению за исполнением заказов на металлургических заводах. Но в 1889 он оставил это дело и возглавил кафедру металлургии Михайловской артиллерийской академии, где проработал профессором до конца своих дней. Там им были созданы основные учебные курсы «Чугунолитейное дело» и «Сталелитейное дело», а также разработана теория износа орудийных стволов.
С его именем связан один из типов стальных дендритных кристаллов, которые образуются при остывании больших масс стали - так называемые КРИСТАЛЛЫ ЧЕРНОВА. Один из таких монстров длиной 39 см и весом 3,45 кг был обнаружен учеником профессора и подарен ему в знак уважения. Теперь об этом кристалле упоминается во многих учениках по металловедению.
Подобный диковинок у самого Дмитрия Константиновича была накоплена целая коллекция, но эта - самая внушительная.
Помимо прочего, Чернов участвовал в разработках орудийных стволов и бронебойных снарядов, интересовался летательными аппаратами тяжелее воздуха (его очень уважал "отец русской авиации Жуковский").
А ещё у него было хобби - он делал музыкальные инструменты. Причём на столь высоком уровне, что когда 16 января 1911 года Санкт-Петербургской консерватории музыканты исполняли произведения на скрипках, альтах и виолончелях различных мастеров, включая Гваданьини, Страдивари, Гаспаро да Сало, Мантегаци, Гварнери и Чернова, искушённые слушатели даже не могли определить, кто на чём играет - столь качественными были творения нашего металлурга.
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!