Главная героиня Бланш спокойная, тактичная, мягкая, чувственная, мечтательная, не любящая шумно гулять. Этим она кардинально отличается от своей сестры близняшки Роуз - более резкой, яркой, активной, любящей вечеринки и быть в центре внимания. Внимание далее спойлеры, раскрываю весь сюжет фильма!
Бланш оказывается на вечеринке, на которую вытащила ее сестра, пообещав познакомить с идеальным парнем. Там она встречает старого знакомого Грегуара, который сразу заявил, что "он тот самый идеально подходящий тебе парень". Самоуверенное поведение и натиск, неожиданные жесты или слова в самом начале знакомства приводят к взлому границ. Далее Грегуар проявляет обходительность, внимательность, заботу, подчеркивает свои серьезные намерения:
" Он всем знакомым представляет меня своей женой"
Разделяй и властвуй
Это подкупает Бланш и она незаметно влюбляется. Вскоре она узнает о своей беременности. Теперь Грегуар приступает к реализации принципа "разделяй и властвуй". Сначала просит никому не говорить о беременности, даже сестре, ведь "она не часть их пары". Затем, понимая, что с сестрой у нее сильная связь, сообщает, что его переводят по работе в другой город. Он увозит свою беременную жену на другой конец Франции подальше от дома, сестры, моря.
Это обязательный прием - оградить объект манипуляции от близких людей, максимально оборвать ее социальные связи, так чтобы все общение жертвы было замкнуто на нем "ведь мне так хорошо с тобой, мне никто не нужен кроме тебя".
Психическое устройство абьюзивной личности таково, что они могут находиться только в диадном слиянии, где стерты границы, и можно обладать и властвовать над близким человеком. Так буквально реализуется их младенческая фантазия о безраздельном владении материнским телом.
В диаде нет места третьему. В паре Грегуар-Бланш любой социальный контакт третий, и он уничтожается на корню. В слиянных отношениях своя атмосфера, свои правила, основанные на манипуляции, там нет места реальности.
Жизнь вдали от дома
Они живут в уютном доме, воспитывают дочь. Пока Бланш сидит дома - все хорошо, у них гармония и любовь. Но вдруг Бланш сообщает, что нашла работу в школе. Грегуар очень напрягается и приводит кучу аргументов почему лучше этого не делать. В тот же момент Бланш узнает правду о причине их переезда в этот город. Оказывается, что Грегуар добивался перевода в это место, объясняя, что жена из этих мест и она хочет жить здесь. Происходит серьезный разговор. Свой обман Грегуар объясняет сильной любовью и страхом ее потери, извиняется и предлагает вернуться в ее родную Нормандию.
-Давай уедем!
-Смеешься?! Теперь, когда я нашла работу?
-Тебе не будет скучно здесь со мной?
-А ты смиришься, что я работаю?
-Нет! Я хочу, чтобы ты была только моей!.... Конечно, я смирюсь.
Вышла ли Бланш на работу? Нет. По ее предположению в тот вечер она забеременела. Это было бессознательное решение, которое реализовало тело - на какой то период сохранить мир в семье, а на самом деле оставаться в слиянных отношениях.
Плата за выход в социум
Но дети растут, Бланш выходит на работу в школу по своей специальности и попадает под полный контроль и прессинг обвинений мужа.
Он звонит ей во время уроков и обвиняет ее, что ей всегда некогда.
Он против ехать на Рождество к ее родным и они все остаются дома.
Он контролирует ее свободное время - после уроков, она должна ехать домой, ни на минуту нигде не задерживаясь. Он обесценивает ее: в постели, ее приготовленную еду.
Он обесценивает компанию ее коллег, называя их "дебилами", хотя именно он комплексует и себя чувствует "дебилом", потому что не так образован как они.
Он опасно ведет машину, но обвиняет ее в том, что она не доверяет ему, поэтому боится и нервничает.
Бланш пишет письмо сестре, а Грегуар читает его, стоя за ее спиной:
-Ты жалуешься ей на меня?
-С чего мне на тебя жаловаться?
- С того, что я козел.
К таким заявлениям всегда надо прислушиваться, подобные слова говорил герой Касселя в фильме "Мой король", в итоге они оказываются правы.
Первые шаги к независимости
Приехавшая в гости Роуз, подозревает, что у сестры не все так гладко. И дарит ей свою машину, чтобы она не зависела от автобуса. Это рушит жизнь Бланш.
Грегуар не может допустить такой самостоятельности жены, ведь она теперь "как взрослая" и может выйти из под контроля. Его параноидальные страхи возрастают и он усиливает свой контроль, делая жизнь Бланш невозможной. Пиком невыносимости становится сцена, когда Грегуар услышав передачу о домашнем насилии узнает в себе тирана, плачет, просит прощение и ... обвиняет в этом Бланш:
Почему ты позволяла так с собой?! Если бы ты меня любила, ты бы не позволила так обходиться с собой. Надо меня так не любить, чтобы позволить превратиться в монстра!
Если бы мы слышали плач маленького мальчика, которому сказали, что он плохой, потому что так поступает с мамой и он стал обвинять маму, что она не установила ему границы, то были бы на его стороне. Потому что взрослый ответственен за соблюдение границ. Но перед нами взрослый мужчина ( с незрелой психикой, конечно же), который под видом сильной любви и заботы сделал все, чтобы жена стала зависимой, потеряла связь с реальностью, а теперь обвиняет ее в том, что она сама позволила стать жертвой такого отношения.
Выход из таких отношений
Специалист в передаче про домашнее насилие прямо сказал, что единственный выход из таких отношений - побег, необходимо физически выйти из этой диады, оказаться в окружении других людей, которые своей реакцией будут отражать реальное положение дел. Но Бланш пошла более сложным, тяжелым путем. Непривычно надолго уехав из дома, она изменила мужу. Это привело к катастрофическим последствиям для ее здоровья и психического состояния. Поведение Грегуара становится психопатичным - он будит ее посреди ночей и устраивает допросы, чтобы она призналась в измене. Когда она все таки призналась, продолжал ночные допросы, требуя рассказывать все в подробностях.
Находясь в нервном истощении, после насилия Бланш выпивает пачку таблеток и попадает в больницу, где ее продолжает мучать посещениями супруг. Но уже случилось то, чего боялся Грегуар - Бланш на время выпадает из их диады, оказывается пусть в больничном, но все же социуме, который дает ей обратную связь, возвращает в реальность. Соседка по палате случайно напоминает ей о ее главной опоре - ее семье. Бланш пишет письмо сестре. Так начинается длительный, сложный, похожий на битву выход из зависимых, психопатичных отношений.
Почему Бланш попала в такие отношения
Всегда говорят, что истоки зависимых отношений лежат в травмах детства. Мы не знаем какое детство было у Бланш. Но тот факт, что ее матери приходилось воспитывать двух близняшек (и мы не знаем, когда умер их отец) может говорить о невозможности уделять им много персонального внимания, это привело к нарциссическому недоинвестированию ядра личности. Если Роуз восполняет этот комплекс своим ярким демонстративным поведением, привлекая к себе внимание, то Бланш ушла в мечтательность. Она любит читать романы, пребывать в грезах, находиться в одиночестве, что усиливает уход от реальности.
Когда Грегуар смотрел детские фотографии их с сестрой, то заметил, что Бланш красивее. Но по реакции Бланш мы понимаем, что она считает, что все ровно наоборот, это говорит о низкой самооценке. Возможно, Бланш казалось, что ее меньше любит мать, это привело к стремлению заслужить одобрение, к конформности высокой адаптивности в характере. А это прямой путь в зависимые отношения.
Смотрели этот фильм? Ваши мысли?