В Красноярске треть от полученных электробусов стоит в парке без движения. И это при том, что поставки этой пассажирской техники произошли год-два назад, об этом сообщило местное бизнес-издание "Дела". Это красноречивый пример того, что муниципалитетам в глубинке Российской Федерации рано делать ставку на этот инновационный пассажирский транспорт.
Вот Санкт-Петербург, второй город нашей страны сделал более выверенный и правильный выбор. Мэрия Санкт-Петербурга избрала осторожный подход и в «северной столице» этот тип пассажирского транспорта внедряется не так революционно, как в первой столице. Где, как известно, практически одномоментно сняли контактную сеть троллейбуса, подвижной состав, который имел достаточно большой остаточный ресурс раздали в регионы, а теперь по городу на маршрутах регулярных перевозок эксплуатируют подвижной состав марки КАМАЗ с огромной надписью на борту «Это – электробус».
Напомним, что в 10 городах, удачно попавших в федеральную программу развития городского электротранспорта, первоначально делалась ставка на развитие и обновление трамвая. Но по какой-то причине вместе с поставками 646 трамвайных вагонов в данную программу вписали и 284 электробусов и 100 зарядных станций для них.
Это чем–то напоминает инструменты приснопамятной советской торговли прошлого, когда вместе с остродефицитным продуктом покупателю навязывали в комплекте банку консервов «Завтрак туриста», или другой неходовой товар. Получается, что сегодня под маской инновации, таким образом, навязывается дорогой и не слишком проверенный в эксплуатации электробус. Результат – треть подвижного состава под забором.
Но в РФ есть и другие примеры, когда в условиях ограниченности муниципальных бюджетов, учета состояния материально-технической базы парков, развития сети, в том числе контактной, продолжается делаться ставка на привычный и так необходимый в регулярных перевозках троллейбус.
Причем на поле отечественного городского электротранспорта можно наблюдать интересный момент – особенно в городах, которые не попали в федеральную программу. Буквально за последний месяц сразу несколько муниципалитетов объявили о строительстве или восстановлении троллейбусных линий. В крупнейшем промышленном центре Кузбасса городе шахтеров и металлургов Новокузнецке объявлен тендер на строительство новой троллейбусной линии стоимостью 374,1 млн руб. В городе Рубцовске Алтайского края принято решение о модернизации контактной сети троллейбуса. А в столице Республики Мордовия – Саранске также появится новый троллейбусный маршрут, как и в Хабаровске, куда направляются новые троллейбусы «Пересвет» отечественного производителя Volgabus. Администрация Рязани заказала разработку проекта продления троллейбусной линии в направлении строящегося микрорайона ДПР-7, 7а, 8 и 9.
Впрочем, есть и примеры более масштабных проектов. Город-миллионник Челябинск реализует троллейбусную концессию с компанией ООО «Синара-Городские транспортные решения Челябинск» сроком на 15 лет. Масштабы преобразований поражают. За предшествующие 20 лет до 2024 года перевозки пассажиров троллейбусным транспортом упали в 6,7 раз, количество маршрутов сократилось на 52%, два троллейбусных депо №1 и №3 в 2011-2012 гг были закрыты из трех функционирующих в предыдущие годы. Согласно соглашению, концессионер реконструирует 72,3 км контактной сети и построит новую протяженностью 4,5 км. Проведет реконструкцию тяговых подстанций и депо. Будут поставлены 168 новых троллейбусов «Синара-6254», из них 98 с автономным ходом.
На днях в Челябинске было открыто новое троллейбусное депо. Здесь будут парковаться и обслуживаться 50 троллейбусов. Для чего возвели автоматический моечный комплекс с замкнутым циклом водоснабжения и очистки воды. На территории построен административно-бытовой комплекс. Также на площадке возведена новая тяговая подстанция.
Немаловажно, но с выполнением условий челябинской концессии «Синара» открыла новое отечественное производство троллейбусов – Челябинский завод городского электрического транспорта, который пополнил список производителей троллейбусов в Российской Федерации. Помимо Челябинска, куда поставлено уже порядка 100 машин, первые пять троллейбусов «Синара-6254» отправлены в г.Миасс Челябинской области.
Впрочем, нужно отметить, что сегодня троллейбус уже не тот, который привязан к контактной сети. Промышленность также освоила выпуск троллейбусов с автономным ходом.
Такой троллейбус с автономным ходом укомплектован тяговыми аккумуляторными батареями и способен часть маршрута преодолевать без использования контактной сети. Подзарядка аккумуляторной батареи осуществляется при движении от контактной сети, поэтому такое транспортное средство часто называют электробус с динамической подзарядкой.
Еще один пример положительных перемен в троллейбусном хозяйстве страны. В прошедшем июне в полумиллионном областном центре Пензе также открыто новое троллейбусное депо. Под это был взят инфраструктурный бюджетный кредит размером в 723,4 млн рублей. На площадке будут размещены 45 машин. Также построены моечный комплекс, пункт предрейсового осмотра. Примечательно, что новое депо не соединено с контактной сетью города потому здесь будут парковаться только новые троллейбусы «Горожанин» уфимская модель УТТЗ-6241.01, имеющие автономный ход. Город Пенза получил в течение 2023-2024 гг. 94 таких троллейбусов.
Впрочем, самый масштабный троллейбусный ренессанс в регионах происходит в наши дни в Новосибирске, третьем по величине городе страны. Здесь в течение 2022-2024 гг будет приобретено 258 троллейбусов уфимской модели УТТЗ-6241 «Горожанин». Троллейбусы более ранних поставок имеют автономный ход 20 км, а более поздних – 30 км. Этот факт позволил увеличить протяженность маршрутов на треть, проложить троллейбусные маршруты в новые быстрорастущие спальные жилмассивы, где нет контактной сети.
Например, протяженность популярного в городе троллейбусного маршрута №5 увеличилась на 7,5 км. "Старая" часть маршрута под контактной сетью составляет около 11 км. Троллейбус пришел в новый микрорайон "Стрижи" на северной окраине города.
Положительный эффект этих мероприятий уже почувствовали горожане. Если ранее маршруты были на обслуживании частных автобусных перевозчиков и маршруток, которые имели свойство не выполнять вечерние рейсы, когда резко падала денежная выручка, то сегодня в вечернее время нет никаких проблем добраться на общественном транспорте в отдаленные районы города благодаря троллейбусам с автономным ходом.
Троллейбусы УТТМ-6241 оснащены тяговыми аккумуляторными батареями «Гамма» производства компании «Системы автономной энергии» из Санкт-Петербурга. Заявленный срок службы – 8 лет. Подсчитано, что для замены всех тяговых аккумуляторов на 258 машинах уже за 2030 годом потребуется сумма 1,1 млрд рублей. Расчет проводился по ценам 2022 года.
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz