Boeing 737-800 — один из популярнейших среднемагистральных пассажирских самолётов. Модель широко используется авиакомпаниями по всему миру, в том числе российскими перевозчиками. Принадлежит к семейству Boeing 737 Next Generation (NG) — эти модели более комфортны и экономичны.
Собрал краткую историю Boeing 737. Тут же разберу схему салона и подскажу, как выбрать лучшие места на рейсах российских авиакомпаний.
Краткая история Boeing 737
Boeing 737 — один из успешнейших массовых коммерческих самолётов в истории авиации. Его история началась в начале 1960-х, когда компания Boeing решила создать компактный и экономичный лайнер, который мог бы конкурировать с популярными пассажирскими моделями Douglas DC-9 и BAC 1-11.
Первый полёт прототипа Boeing 737-100 состоялся 9 апреля 1967 года, а в 1968 самолёт вышел в производство. Boeing 737-100 был самой короткой моделью в семействе 737: длина его фюзеляжа всего 28,6 метра. Эта компоновка позволяла разместить от 85 до 100 пассажиров. Максимальная дальность полёта — 2775 километров.
Стадии развития и модификации
Boeing 737 поэтапно развивался, и на каждом этапе были свои улучшения и новые модификации.
Boeing 737 Original (1967–1975)
737-100: первая версия рассчитана на 85–100 пассажиров, а дальность полёта — до 2775 км.
737-200: увеличенная версия вмещает до 130 пассажиров. Эта модель стала одной из популярнейших в своём классе и эксплуатировалась десятилетиями.
Boeing 737 Classic (1984–2000)
737-300: ввели экономичные и тихие двигатели CFM56. Такой самолёт вмещает до 149 пассажиров.
737-400: удлинённая версия перевозит до 188 пассажиров.
737-500: модель сохранила оригинальные размеры 737-200, но отличается новыми двигателями и улучшенной аэродинамикой.
Boeing 737 Next Generation (NG) (1997–2020)
737-600/700/800/900: линейка представила улучшенную авионику, новые двигатели и модернизированный интерьер. Boeing 737-800 перевозил до 189 пассажиров с дальностью полёта до 5427 км.
Технические характеристики Boeing 737-800
Boeing 737-800 — одна из ключевых моделей семейства 737 Next Generation (NG). Разрабатывать 737-800 начали в 1990-х, когда Boeing решил модернизировать успешную линейку 737 и конкурировать с Airbus A320. В модель интегрировали обновлённую систему навигации и управления полётом.
В некоторых параметрах американской компании удалось опередить французов. Из-за более острого носа крейсерская скорость Boeing 737-800 выше, чем у Airbus A320: 852 км/ч против 840 км/ч. При этом салон у Airbus шире: 3,7 метра против 3,54 у «боингов. По максимальной дальности полёта 737-800 проигрывает Airbus A320 (5764 км против 6150 км соответственно).
Тестовый полёт новой модели состоялся 31 июля 1997 года, а использовать её начали в 1998 году. Первой авиакомпанией, взявшей в парк Boeing 737-800, стала немецкая Hapag-Lloyd Flug (ныне — TUI fly Deutschland).
Модель быстро завоевала популярность на рынке благодаря универсальности и надёжности. Boeing 737-800 известен долговечностью и работой в различных климатических условиях: от экстремальных заполярных холодов до жаркого климата Ближнего Востока.
Технические особенности
Длина: 39,5 метра
Размах крыла: 35,8 метра (с винглетами — 35,9 метра)
Высота: 12,5 метра
Ширина фюзеляжа: 3,76 метра
Вместимость: 162 пассажира в двухклассной конфигурации, до 189 пассажиров в компоновке одного класса
Максимальная взлётная масса (MTOW): 79,015 кг
Дальность полёта: до 5427 км с максимальной загрузкой
Крейсерская скорость: 0,785 Маха (около 852 км/ч)
Двигатели: два турбовентиляторных двигателя CFM56-7B, разработанные консорциумом General Electric и Safran
Boeing 737-800 в российских авиакомпаниях
Первые модели Boeing 737-800 поступили в авиапарки российских авиакомпаний в 2011 году. Воздушное судно взяли в лизинг как премиальные перевозчики, например, «Аэрофлот», так и дочерняя лоукост-компания «Победа», а также региональные авиакомпании, например Utair. Модель используется на внутренних рейсах и среднемагистральных перелётах — в Астану или Ереван.
«Победа»
Популярнейший российский лоукостер эксплуатирует только самолёты Boeing 737-800. Сейчас в парке авиакомпании 25 лайнеров.
Стандартное расстояние между креслами — 73 см.
Места XXL находятся в первом и втором ряду (места 1A–1C и 2D–2F), а также в 15-м и 16-м ряду. Расстояние между креслами — 100 см. Доплата за места с максимально комфортным расстоянием — от 2009 рублей в первых рядах и от 1299 рублей на 15-м и 16-м ряду.
Места с увеличенным пространством 82 см расположены в правой секции (ряды 12–14) и в обеих секциях на рядах 17–18. Дополнительная стоимость мест XL — 749 рублей.
S7
По состоянию на 2024 год в парке авиакомпании S7 — 19 самолётов Boeing 737-800.
Самолёт вмещает 168 пассажиров. Аварийные выходы расположены в центре у рядов 12 и 14. Стоимость доплаты за Extra Space — от 1000 рублей в зависимости от дальности перелёта. Для перелёта с детьми лучше всего подойдут места в третьем и 14-м рядах.
«Аэрофлот»
В парке крупнейшего российского перевозчика 73 самолёта Boeing 737-800. Авиакомпания использует единую схему конфигурации салона на всех рейсах.
Доплата за Space+ зависит от дальности перелёта. На рейсах до трёх часов на внутренних направлениях стоимость — 1000 рублей, на международных — 2365. На рейсах от трёх до шести часов — 1600 и 5200 рублей соответственно. Чтобы получить места за озвученную цену, необходимо зарегистрироваться на рейс за 48 часов до вылета.
Utair
В парке авиакомпании Utair сегодня 17 самолётов Boeing 737-800. Максимальная вместимость больше, чем у других перевозчиков, — 189 кресел.
Комфортные места для ног расположены в общем салоне на 14-м и 15-м ряду. Здесь расстояние между креслами достигает 99 см. Доплата за удобство — от 1499 рублей. Без дополнительной платы можно выбрать место в третьем ряду посередине. Здесь увеличенный интервал до 40 см.
«Россия»
У авиакомпании «Россия» — 14 Boeing 737-800. Максимальная дальность рейсов — 4700 км.
В салоне «боингов» «России» 189 посадочных мест. Скриншот: «Россия»
К местам с наиболее комфортным пространством для ног относятся первые ряды Front Rows. Пассажиры здесь первые получают бортовое обслуживание. Места категории Space+ расположены на 15-м и 16-м рядах и имеют свободное пространство до 100 см. Средний размер доплаты Space+ — от 1200 до 2500 рублей в зависимости от направления и дальности перелёта. Но есть нюанс: на 15-м ряду нельзя располагаться детям, пожилым людям и инвалидам, так как места будут у аварийного выхода.
Наименее комфортные в салоне — ряды 14 и 32. Спинки кресел здесь не откидываются. На последнем ряду вас будут беспокоить запах санузла, еды, а также очереди в туалет.
Nordwind Airlines («Нордвинд»)
У авиакомпании Nordwind Airlines 11 самолётов Boeing 737-800. Самолёты перевозчика преодолевают 4500 км.
Комфортные места для дальних перелётов расположены на первом ряду (1A–1C и 2D–2F) и на 15–16-м. Доплата за места повышенной комфортности — от 500 до 2000 рублей. Предпочтительные места, отмеченные зелёным цветом, не имеют преимуществ для ног, но подойдут тем, кто хочет раньше выйти из самолёта.
Наименее удобные места — в 14-м ряду. Спинки кресел здесь не откидываются.
«Алроса»
В воздушном флоте авиакомпании «Алроса» три Boeing 737-800. Судна используются на внутренних рейсах и полётах в ближнее зарубежье на дальность до 5765 км.
Под бизнес-класс выделено четыре места, шесть — под «Комфорт» с увеличенным пространством для ног. Аварийные выходы расположены между 12-м и 15-м рядами.
Советы туристам, как выбрать лучшие места
- Чтобы занять лучшие места в салоне, пользуйтесь услугами предварительного бронирования. У авиакомпании «Аэрофлот» при бронировании мест менее чем за 48 часов действует скидка до 15% за места категории Space+.
- Наиболее комфортны для ног места в середине салона у аварийных выходов, обычно это ряды 14–16. Однако здесь могут быть ограничения, например, нельзя размещать ручную кладь на полу, а также там не могут сидеть маленькие дети и пенсионеры.
- Сиденья в первой части самолёта (ряды 1–7) обычно менее шумные, так как они находятся дальше от двигателей. К тому же вы выйдете раньше из салона после посадки.
- Перед полётом загляните на сайт и авиакомпании и изучите схему салона. При дальних перелётах советую не брать места в конце салона или перед аварийными выходами — у них не откидываются кресла.
- Если вы любите вставать и не можете сидеть долго на одном месте — возьмите кресло у прохода.
- Наименее комфортные места расположены в хвосте самолёта (ряды 29–32). Здесь слышен шум двигателя, образовываются очереди у туалета, возможны запахи еды с кухни.
- Выгодно купить билет на самолёт и выбрать комфортные места вам поможет сервис бронирования и мобильное приложение «Яндекс Путешествия».
Летали на «боингах»? Расскажите, как выбирали лучшие места в салоне.
Полезные ссылки
Как улететь в Европу и ОАЭ за 100 долларов? Секрет дешевых перелётов через Грузию
Текст: Антон Чеклуев для Яндекс Путешествий
Подписывайтесь на наш Дзен и путешествуйте лучше всех!