Найти в Дзене

Дом у озера. Свет в пространстве

Нежные дни осени, ещё тёплые, но уже пронизанные светлой печалью, вызывают в памяти приятные мелодрамы. Одна из них, «Дом у озера» (2006), очень атмосферная, фантастическую сюжетную линию во времени логически я объяснить так и не смогла. Но самое чудесное в фильме – пространство, и место, в котором происходят события фильма, и категория в искусстве.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Архитектором фильма выступил Натан Кроули, арт-директор и художник-постановщик, один из известнейших дизайнеров США. Реального дома у озера не существует, он был спроектирован для фильма и после разобран. Но всё же диалог с архитектурой постоянно возникает на протяжение фильма, и этот диалог даже более реален, чем переписка-мечта между героями, архитектором Алексом Уайлером (Киану Ривз) и врачом Кейт Форстер (Сандра Буллок).

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Прогулки по Чикаго начинаются даже раньше, чем виртуальная экскурсия, которую для Кейт проводит Алекс из двухлетнего прошлого.

А кроме памятников чикагской архитектуры мы видим и перекличку с американской классикой, живописью Эдварда Хоппера (1882−1967).

Кадр из фильма
Кадр из фильма
Эдвард Хоппер. Дом у железной дороги. 1925. Нью-Йоркский музей современного искусства (МоМА). Источник: https://artchive.ru/edwardhopper/works/324306~Dom_u_zheleznoj_dorogi
Эдвард Хоппер. Дом у железной дороги. 1925. Нью-Йоркский музей современного искусства (МоМА). Источник: https://artchive.ru/edwardhopper/works/324306~Dom_u_zheleznoj_dorogi
Кадр из фильма
Кадр из фильма
Кадр из фильма
Кадр из фильма
Эдвард Хоппер. Раннее воскресное утро. 1930. Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк. Источник: https://artchive.ru/edwardhopper/works/324403~Rannee_voskresnoe_utro
Эдвард Хоппер. Раннее воскресное утро. 1930. Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк. Источник: https://artchive.ru/edwardhopper/works/324403~Rannee_voskresnoe_utro
Кадр из фильма
Кадр из фильма
Эдвард Хоппер. Полуночники. 1942. Чикагский институт искусств. Источник: https://artchive.ru/edwardhopper/works/324311~Polunochniki
Эдвард Хоппер. Полуночники. 1942. Чикагский институт искусств. Источник: https://artchive.ru/edwardhopper/works/324311~Polunochniki

Сам дом-фантом несмотря на то, что создан только для фильма, занимает центральное место в жизни героев.

Кадр из фильма
Кадр из фильма
Кадр из фильма
Кадр из фильма
Кадр из фильма
Кадр из фильма

Стены стеклянные, позволяющие любоваться водой и небом в разных состояниях, а в центре, как ось, растёт клён, возможно, символ, отсылка к "мировому древу".

Кадр из фильма
Кадр из фильма
Кадр из фильма
Кадр из фильма
Кадр из фильма
Кадр из фильма
Кадр из фильма
Кадр из фильма

Дом воплощает идею гармонии, единения с природой. По проекту он опирается на сваи, поднимающиеся из воды, а с берегом его соединяет только мостик.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Архитектура потрясающе поэтичная, но в реальности, я думаю, в этом доме было бы неуютно. Пожалуй, из триады Витрувия «Польза-Прочность-Красота» наиболее полно представлена красота.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Тем не менее именно этот эфемерный дом наиболее полно отражает идеи отца героя, известного архитектора Саймона Уайлера. Вымышленного, как и созданное им жилище, но опирающегося на концепции архитектуры XX века.

Кадр из фильма
Кадр из фильма
«Помесь Корбюзье и Фрэнка Райта. Он играл с ними в карты» - говорит об этой конструкции брат Алекса и младший сын Саймона.

Швейцарец Шарль-Эдуар Жаннере-Гри Ле Корбюзье (1887−1965) – автор концепции пуризма, то есть простоты и чистоты архитектурных конструкций, он стремился наполнить пространство воздухом и отказать от декоративных деталей.

Ле Корбюзье. Вилла Савой. 1931. Источник: https://ru.pinterest.com/pin/398005685816527672/
Ле Корбюзье. Вилла Савой. 1931. Источник: https://ru.pinterest.com/pin/398005685816527672/
Ле Корбюзье. Здание Ассамблеи. 1951-1962. Чандигарх, штат Пенджаб. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ле_Корбюзье
Ле Корбюзье. Здание Ассамблеи. 1951-1962. Чандигарх, штат Пенджаб. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ле_Корбюзье

Американец Фрэнк Ллойд Райт (1867-1959) – создатель «органической архитектуры», считавший, что здания должны вписываться в окружающий ландшафт и гармонировать как с обитателями, так и с природой.

Ф. Л. Райт. Дом над водопадом. 1935-1939. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Райт,_Фрэнк_Ллойд
Ф. Л. Райт. Дом над водопадом. 1935-1939. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Райт,_Фрэнк_Ллойд
Ф. Л. Райт. Дом Фрэнка Ллойда Райта в Си-Клиффе. Источник: https://realty.rbc.ru/news/633489aa9a794737030aa48d
Ф. Л. Райт. Дом Фрэнка Ллойда Райта в Си-Клиффе. Источник: https://realty.rbc.ru/news/633489aa9a794737030aa48d

Сам автор проекта, Саймон Уайлер, в разговоре с сыном вспоминает Ричарда Мейера (род. 1934), реставрировавшего Casa della Caridat и создавшего Музей современного искусства в Барселоне.

Ричард Мейер. Casa della Caridat. 1993. Барселона. Источник: https://arquitecturaviva.com/works/casa-de-la-caridad-barcelona
Ричард Мейер. Casa della Caridat. 1993. Барселона. Источник: https://arquitecturaviva.com/works/casa-de-la-caridad-barcelona
Ричард Мейер. MACBA. Музей современного искусства. 1995. Барселона. Источник: https://ru.pinterest.com/pin/703757879240878518/
Ричард Мейер. MACBA. Музей современного искусства. 1995. Барселона. Источник: https://ru.pinterest.com/pin/703757879240878518/
«Истинно великое здание, – говорит автор проекта в фильме, – должно учитывать свет. Нельзя забывать о природе».

Дом у озера прекрасен, он словно сливается с окружающим пейзажем, меняющимся от сезона к сезону. Но на память приходят и ещё два понятия из триады Витрувия, «прочность» и «польза». И гармония с человеком, таким хрупким, которому нужно укрыться от непогоды и жары. Сложная вещь – гармония.

Кадр из фильма
Кадр из фильма