Российская студия Narko Games состоит всего из одного человека по имени Владислав Мещеряков, хотя и за помощью к другим людям он тоже обращается. Первую видеоигру в Steam Владислав выпустил еще в 2017 году, и с тех пор их вышло около пятнадцати. Отзывы на эти проекты, стоящие по 42 рубля, чаще всего от "в основном отрицательных" до "смешанных". Но с Vladik Brutal ситуация иная, ее Мещеряков разрабатывал несколько лет и действительно старался, чтобы она понравилась геймерам. Судя по всему, это своеобразное переосмысление другой игры автора, V.L.A.D.I.K., выпущенной в раннем доступе пять лет назад, да так там и забытой. Релиз же Vladik Brutal состоялся 9 августа 2024 года, и я решил посмотреть, что она из себя представляет.
Брутальный Владик
Vladik Brutal линейна, концовка в ней одна, а сюжетная линия прописана как будто по заветам Джона Кармака, она есть, но не особо-то важна. В вымышленном государстве Объединенная Федерация к власти пришел диктатор и начал все сильнее "закручивать гайки". Все население страны получило вместо имен цифровой код и было чипировано, а оппозиционеры отправлены в тюрьму. В числе таких заключенных главный герой – Владислав Варяг Патронович, код 48. Как-то раз его отправили работать в Инновационный Центр, где в ходе эксперимента что-то пошло не так и произошел взрыв, породивший монстров. Теперь Владику предстоит выбраться из ставшей смертельно опасной лаборатории и проложить себе путь к свободе.
Знакомство с игрой
Вступление затянуто, перед тем как начнется действо, Владу доведется посетить три большие локации. Вероятно, это сделано для того, чтобы игрок смог освоиться с базовым управлением и проникнуться атмосферой. Но погружение слегка портит то, что Владислава не сопровождает конвой ни на территории тюрьмы, ни по пути к автомобилю, ни после прибытия в Инновационный центр, а в самом здании до взрыва я вообще не заметил вооруженной охраны. Получается – иди куда хочешь, делай что хочешь, главное к надзирателям близко не подходи, а так им и дела до тебя никакого нет.
Разнообразие окружения
Локаций довольно много, если учесть, что Мещеряков делал Vladik Brutal практически в одиночку. Часто они коридорного типа, но и на улице протагонист побывает, где территория для исследования побольше, как и укрытий с укромными уголками. Частенько придется плавать, прыгать по трубам и платформам или ползать, чтобы добраться до требуемого места, а иногда надо искать, таскать и подключать аккумуляторы, чтобы запускать или останавливать огромные вентиляторы. Присутствует и поиск ключей (в данном случае специальных браслетов) для разблокировки дверей. Причем, после победы над очередным боссом, рук с браслетами сразу выпадает множество. В качестве разнообразия, по городу и его окрестностям Влад будет передвигаться не только пешком, но и ездить на автомобилях, "Ниве" и УАЗе. Помимо скорости, преимущество транспорта в неуязвимости, урон машины не получают, как и пассажир, что позволяет спокойно и безнаказанно давить врагов, если появляется такая возможность.
Враждебный мир
Порождения неудачного эксперимента разнообразны, кроме простых безоружных мутантов есть, к примеру, "прыгуны", "невидимки", "жирдяи", "яжмамки", плодящие "этожребенков" и т.д. Но не только монстры представляют опасность, еще и милиционеры со спецназовцами будут пытаться убить главного героя, и они по-разному вооружены и экипированы. И люди, и монстры берут количеством, так что всегда нужно быть готовым к битве с толпой, а, если окружат – отбиться будет непросто. Интеллектом противники не блещут, радостно идут под пули или в огонь от "коктейля Молотова", да и понимание, как правильно действовать против того или иного врага, приходит быстро, поэтому особых проблем с ними возникнуть не должно. Не обошлось и без боссов, к которым также необходимо искать подход. Заодно придется аж дважды сразиться с разновидностью главаря, которая хорошо запомнилась геймерам 1980/2000-x годов – боссом-вертолетом.
Есть чем сражаться
Выбор оружия не впечатляет, но вполне приличный: монтировка, "коктейль Молотова", граната, пистолет, револьвер, два типа автоматов, дробовик, обрез, снайперская винтовка, гранатомет и мощная экспериментальная "пушка", которая отлично помогает против боссов или групп врагов. Жаль, нет ручного пулемета, он бы не помешал. Патронов к "стволам" обычно хватает, но и палить во все стороны не рекомендую, чтобы не бегать потом в поисках автомата, выдающего боеприпасы. Отдача от выстрелов есть, но слабая, а с учетом того, что противники зачастую "губки для пуль", ощущения от стрельбы тем более не те, какие хотелось бы. Средств восстановления здоровья несколько видов, еда, напитки и аптечки. Что-то восстанавливает лишь два очка здоровья, а что-то 30, но предугадать, что выпадет из автомата или из поверженного противника нельзя, так что как повезет, это же касается и патронов.
Шутки, шуточки
И куда уж без юмора в подобных играх? Его во Vladik Brutal много и связан он в основном с отсылками к мемам, видеоиграм и фильмам. Есть и специфичные шутки, например, стеб над некогда известными блогерами типа Шевцова или Ваномаса или пароль на одном из компьютеров "1488228". Агитационные плакаты, развешанные по городу, злободневные и также вызывают улыбку. Тонкого многогранного юмора во Vladik Brutal не встретить, но Мещеряков хотя бы пытался думать над шутками и их уместностью, а не просто запихивал мемы разной степени свежести. А в качестве предметов коллекционирования надо искать и стрелять в будильники.
Техническое состояние
Видеоигра создана на собственном движке Владислава, Narko Engine, это модифицированная версия Unreal Engine 4. Графика в целом неплохая, но бюджетность проекта заметна во всем, как в окружении с неестественно выглядящими текстурами, так и в моделях персонажей. На некоторых УАЗах написано "Police" вместо "Милиция" и немного другая окраска, видимо, в этом мире тоже началась реформа МВД, а заодно и языка, поскольку надпись на латинице. Подобные курьезы возникают из-за того, что автор активно пользовался готовыми ассетами, с другой стороны, это неизбежно при ограниченности бюджета и людей в команде, которой почти не было. Физика и управление транспортом оставляют желать лучшего, но это не сильно раздражает. А еще по лестницам Владик взбирается и спускается с оружием наперевес. Настройки очень подробные, что позволяет найти оптимальный вариант для своей конфигурации ПК. Трассировка лучей делает картинку приятней, а вот при включении глобального освещения текстуры начинают мерцать, и это мерцание исчезает разве что при выборе режима "Ультра+". Оптимизация нуждается в доработке, fps в каких-то сценах может резко проседать до неиграбельных 10-15 кадров в секунду, и приходится временно снижать качество графики. Глюки и баги попадаются, но ничего критичного, максимум потребуется перезапустить приложение, если начнется бесконечная загрузка. Из неудобств отмечу невозможность вызвать меню во время кат-сцен, как поставить в этот момент игру на паузу. Саундтрек бодрый, поэтому органично вписывается и дополняет происходящее на экране. Озвучка непрофессиональная, актерам подчас не хватает умения выразить нужные ситуации эмоции, но это, похоже, решение самого разработчика, IXBT games утверждали, что были готовы помочь с качественной озвучкой, но Владислав отказался. К тесту претензий нет.
Итог:
Vladik Brutal определенно заслуживает внимания любителей инди-игр с примесью треша и шутеров от первого лица. По крайней мере, я потраченного времени не пожалел. Но и требовать от нее слишком многого не стоит, это не AAA-проект с соответствующим бюджетом, над которым трудились сотни разработчиков из крупной студии.
P.S. Умышленно не касался политической темы в этой рецензии, а рассматривал саму видеоигру. Скажу только, что помимо прочего во V.L.A.D.I.K. 2019 года диктатора звали НавЭльный, а во Vladik Brutal он внешне похож на Горбачева и, как мне показалось, Ходорковского. Есть даже рассуждения на тему того, является ли игра патриотичной или нет.