Найти в Дзене
Языки!

Миссия невыполнима: идеальный педагог или идеальный психотерапевт.

Не идеальный педагог и идеальный ассистент
Не идеальный педагог и идеальный ассистент

Зайду очень из далека. В последние пару лет появилось понятие о посттравматическом детском расстройстве или CPTSD. Я как-нибудь поговорю о нем отдельно, потому что у кого его только нет… Самое интересное, что традиционная психотерапия его лечит почти безрезультатно, поскольку заглядывает в детские травмы, а не работает с последствиями, которые разрушительны для жизни взрослого, и можно менять психотерапевтов, их подходы, но так и не почувствовать облегчения. Просто потому, что разные расстройства требуют разного лечения.

Отойдем от психологии к изучению иностранных языков, или вообще языков, или вообще изучению всего подряд с точки зрения учителя, педагога, коуча. Существует множество методик, подходов и систем, чтоб облегчить и усовершенствовать учебный процесс, хотя вот в преподавании китайского их не так много, и все «кривобокие», по сравнению с английским, например. А в японском еще грустнее, хотя каждый год, а может, и чаще, появляется что-то новое, что меня не перестает радовать.

Следующий абзац будет про еще одну аналогию. Аналогии с модой, если Вам, любезный читатель, плевать на аналогии, можете пропускать. Я трепетно отношусь к одежде, потому что в человеке все должно быть прекрасно – и хвост, и ухи. Я совсем недавно заметила, что в большинстве платьев и блуз нет вытачек, а мужские джинсы не имеют определенной «ростовки», и кастомизируются каждым консумером индивидуално. Аналитическая работа привела к неутешительному результату: в мире, где культивируется индивидуальность, якобы, самовыражение, нет одежды, доступной многим, которая бы эту самую индивидуальность подчеркивала. Все рассчитано на массы.

Возвращаясь к нашим sheep (которые и в единственном, и во множественном числе так и будут, sheep), образование уже в школе заточено на среднюю температуру по больнице, поэтому и не только, появилось, как говорила моя учительница по физике, «великое множество» дополнительного образования, в котором, и я состою, но я не такая, конечно, как все они, я особенная(хи-хи). Я не против обучения в группах, курсов и марафонов, про «как заговорить на китайском за две недели», и про «этот курс купили уже более миллиона человек». Я где-то даже завидую создателям таких штук, потому что, среди них есть и достойные, блестяще образованные трудяги, которые искренне верят в то, что делают и потом только продают, а есть и таланты в сфере маркетинга, что тоже не так плохо, потому как клиент, тот, который ученик, сам решает, куда тратить деньги, а я не люблю давать советы, когда меня не спрашивают, особенно взрослые люди (люблю, конечно, я же училка, но стараюсь не).

Рынок позволяет выбирать, что прекрасно, но он и стремится к обогащению, что рождает массовый продукт, что в психологии, что в одежде, что в образовании. Я придерживаюсь такого принципа: индивидуальность должна быть определяющей и в психологическом здоровье, и в образовании, и туфли я кастомизирую под себя, и майки с футболками, и курс для «всех-всех» я вряд ли когда-то запилю, потому что мне важно и интересно, что происходит в голове, душе и сердце, как сказали бы китайцы (потому что сердце в китайском языке – это душа) у отдельно взятого ученика. Это к тому же очень облегчает работу, а еще помогает лучше понять себя и научиться чему-то большему у учеников, ведь язык – это в первую очередь – средство общения. А как считаете вы?