Найти в Дзене

Literally me... Что это за тренд?

Оглавление

Больше 3 лет назад тема "Literally me" в лице персонажей Райана Гослинга начала набирать необратимые обороты в андеграунде интернета.

Но на сегодняшний день эта тема превращается в живой мейнстрим... Открыв вкладку инсайды на Pinterest я увидел вот такую статистику роста популярности темы:

Инсайды Pinterest с самыми популярными темами на сегодняшний день
Инсайды Pinterest с самыми популярными темами на сегодняшний день

update эта тема продолжает быть самой трендовой на Pinterest уже более двух недель, все с таким же ростом трендовости = 10,001%+

Эта тема сейчас невероятно актуальна, ведь мало кому удается обойти по популярности ноготочки на Pinterest, а "literally me" не просто стал популярным, а вырвался вперед бешеными темпами.

Более того, этот тренд появился уже достаточно давно, на IMDB лежит подборка фильмов с literally me героями аж с 2019 года - https://www.imdb.com/list/ls091023772/

Подборка фильмов с Literaly Me персонажами от 2019 года:

  1. Джокер (2019)
  2. Таксист (1976)
  3. Бегущий по лезвию 2049 (2017)
  4. Драйв (2011)
  5. Хорошее время (2017)
  6. Помни (2000)
  7. Старикам тут не место (2007)
  8. Американский психопат (2000)
  9. Во все тяжкие (сериал)

Вы наверняка встречали мемы с персонажами из этих фильмов, и скорее всего либо в контексте термина "Сигма", либо в контексте Literally Me.

Кстати, забыл упомянуть, что Literally me - это Буквально Я

Предлагаю разобраться с тем, что такое literally me и почему сейчас это стало так популярно.

А помогут нам в этом разобраться англоязычные ресурсы (ссылки на которые я разместил в конце статьи). Начнем.

Взгляд на современную поп-культуру "Literally Me"

Начать обзор стоит с общих характеристик этих персонажей.

Как правило, это:

  • Мужские персонажи, которые играют традиционные мужские роли в своих обществах, но в итоге отчуждаются от обыденности современной жизни.
  • Они могут быть выходцами из самых разных слоев общества и принимать на экране самые разные формы (доброжелательные, безразличные или злостные).

Однако персонажи «Буквально Я» все до единого обретают форму общественного сознания, как правило, завершая путешествие из жизни полной экзистенциальной пустоты (часто в сочетании с изнурительным психическим заболеванием) в трансформацию истинного самоутверждения и самопринятия.

Этот тип персонажей используется для критики и социального комментирования состояния человека и современного общества, привлекая зрителя подходом «Я бы тоже так смог!».

Часто упоминаемый персонаж, представляющий этот архетип, - Патрик Бейтман из фильма «Американский психопат» (2000)

Патрик Бейтман - персонаж фильма "Американский психопат" (2000) в исполнении Кристиана Бейла
Патрик Бейтман - персонаж фильма "Американский психопат" (2000) в исполнении Кристиана Бейла

Патрик - яркий пример человека, отрешенного от постмодернистской и гиперпотребительской культуры. У него нет личной идентичности и перефразируя Жана Бодрийяра, он говорит о себе так:

"Я всего лишь «знак» среди других знаков"

Он ассоциирует себя с предметами, потребительскими товарами и брендами - от костюмов до музыки и даже до типографики визитных карточек своих коллег, которые он использует для повышения своего социального статуса. Все это символизирует его собственный психоз (который он в итоге осознает), а также психоз массового общества.

Из знакомых нам людей на эту роль похожи "Ребята с Патриков", которые носят дорогостоящее шмотье, тем самым "поднимая свою собственную ценность" по логике - чем дороже на мне шмотье, тем выше моя собственная ценность. Это и есть показатель культуры гиперпотребления.

Гослинг в Драйве (2011)

Кадр из фильма "Драйв" (2011)
Кадр из фильма "Драйв" (2011)

Еще один примечательный персонаж образа «буквально я» представлен в фильме «Драйв» (2011). В фильме Райан Гослинг играет безымянного, стоического, интровертного и элегантного водителя (драйвер).

Спойлер:

На фоне почти сказочного Лос-Анджелеса персонаж Райана осознает, что его преступный образ жизни несовместим с образом жизни его возлюбленной, Ирэн (в исполнении Кэри Маллиган), и отказывается от неё, тем самым отвергая образ любви ради защиты кого-то, кто ему действительно дорог.

Дальше без спойлеров: Фильм окружает некая мифическая аура, созданная множеством элементов стилистики: его реальность кажется кинематографической данью Голливуду 1980-х годов.

Подобно безымянному герою, киноманы, также перенимают черты и характеры героев, которыми восхищаются в кино.

Однако, отказавшись от этих фантазий и признав реальный вред, который главный герой фильма причиняет в конечном итоге он поднимается над ситуацией, в которую попал, и становится моральным антигероем.

Вместо того чтобы в конце фильма стереотипно соединиться со своей возлюбленной, он вынужден признать, что не может жить с ней, и, по иронии судьбы, становится персонажем, на которого стремятся быть похожими зрители - обычно молодые одинокие мужчины.

Они и пишут под всеми постами с Гослингом "Это буквально Я", считая себя похожими на главного героя. Большинство комментирующих на самом деле не обладают чертами главного героя, а лишь считают, что обладают ими. Отсутствие в их жизни "второй половинки" и любви всей их жизни на самом деле не обусловлено выбором, который они сделали. Но им очень приятно ассоциировать себя с красивым и грустным Райаном Гослингом.

Проблемы самоидентификации...

Не стану расписывать другие примеры, потому что суть каждого из таких персонажей начинается с одного - У КАЖДОГО ИЗ НИХ есть проблемы с САМОИДЕНТИЧНОСТЬЮ.

Нам, как людям, необходима личная идентичность. Каждый из нас по-своему идентифицирует себя. Это сложное явление, которое отличает нас от всех остальных млекопитающих. Социальная идентичность возникает в силу экономических явлений, когда государственное управление «классифицирует» людей с момента рождения и до смерти, а также на всех промежуточных этапах.

Получается ли, что популяризация темы "Literally me" означает, что в нашем обществе растет проблема самоидентификации? Или же эта проблема существовала всегда, а накопление фильмов на данную тему способствовало массовой рефлексии? Или же это просто мем, который вышел на новый уровень и через какое-то время станет архивным трендом?

Мое предположение простое:

Мы должны помнить, что создание личной идентичности возникает тогда, когда происходит «самовыражение» с помощью образа или эмоции.

А это действие. Это попытка восстановить чувство собственного достоинства и добиться некоторого социального признания. Если нет самоуважения, можно впасть в депрессию, если нет социального признания, возникают раздражение, гнев и самоотречение. Драма заключается в том, что самовыражение - это роскошь, которая доступна не каждому.

И поэтому персонажи и фильмы... Помогают заменить "выплеск чувств и эмоций" каждому, кто этим не занимается самостоятельно.

Куда проще написать "Это буквально Я", тем самым выразив себя, чем придумать персонажей и описать через них самого себя.

И поэтому через трендовость конкретно этих персонажей мы можем разглядеть, какие проблемы в обществе на сегодняшний день наиболее актуальны:

  • Рост одиночества;
  • Проблема покупки ненужных вещей (навязанное желание даже не гениями маркетинга, а простыми продавцами);
  • и множество других проблем, выраженных через перечисленных персонажей и их истории.

НО есть нюанс!

Главное, не начать подрожать этим героям, ведь кино - это лишь способ выражения эмоций, но НИКАК не инструкция к действию.

Например, фильм «Бойцовский клуб» - это явная сатира на то, как эмоционально фрустрированные мужчины саморазрушаются, чтобы защитить свою мужскую сущность. Однако на форумах в Интернете бесчисленные зрители интерпретируют это самоуничтожение как благородное и достойное восхищения действие.

А что в заключении?

Возможно, с помощью этих персонажей мы можем отрефлексировать все эти проблемы и найти грамотное решение. Главное, не начать подрожать этим героям, ведь кино - это лишь способ выражения эмоций, но никак не инструкция к действию (да, повторюсь, это важно). А решения отличаются у всех проблем.

Первое с чего можно начать - это отказ от гиперпотребления. Я столкнулся с этим и сам, и вижу как люди вокруг страдают от этой проблемы.

Поэтому вот ряд действий, с которых можно начать личную борьбу с этой проблемой:

  • Изучить базовые приемы маркетинга, чтобы начать понимать, что желание что-либо купить, вероятнее всего, вызвано уловками маркетологов, а не является настоящим личным желанием. // Начать можно с книги: Взлом маркетинга Фила Бадена.
  • Составить таблицу в Excel из списка ВСЕХ своих вещей и оценить каждый по 10-бальной шкале (насколько часто вы используете каждую вещь). И избавиться от всего того, чем вы не пользовались последние пару лет.

Остальные проблемы следует отрефлексировать. Какие персонажи из фильмов вам понравились больше всего? Какие проблемы они решали? Ответьте на эти вопросы - это и станет стартом определения ваших проблем.

А что думаете вы? Пишите в комментариях.

Больше по теме в этих статьях:

“Literally Me” Characters: A Take on Modern Pop Culture - The Oxford Blue
characters who are literally me
New technologies and challenges for personal identity | ECHAlliance