Честно? Я очень скептически всегда отношусь к громким словам. Про то, что «а вот мы…», «да мы сейчас…» - и так далее. Обычно их произносят те люди, которые первые дают по тапкам в случае опасности. Помнится, один наш с воюющим моим гвардии рядовым Андреем Иванычем коллега ну уж такие душеподъемные речи задвигал после начала СВО, уж такие лозунги кричал про «Ахмат - сила, Россия - мощь», что уволился за полдня после первого же запроса на предприятие из военкомата о сотрудниках. Согласился даже добровольно нарушить Трудовой кодекс, так сказать. Во вред себе, так сказать. Но зато кричал впечатляюще, это правда…
Так вот те люди, общность с которыми и составляет настоящую силу, - они обычно молчаливы. Не любят много говорить, часто даже не хотят публичности - просто молча делают свое огромное дело.
Именно таких людей я увидела среди участников московского форума в поддержку СВО, который проходил в Измайловском Кремле 7-8 сентября.
Форумом данное мероприятие, конечно, названо было достаточно условно. Полагаю, в основном потому, что надо было на афишах написать какое-то слово.
А на деле это было так: внутри самого Кремля, вперемежку с обычными развлечениями, были выставлены стенды организаций, которые помогают бойцам на фронте, а также попавшим в воронку войны мирным гражданам.
Мы с близкими - а ездила я на мероприятие целой командой, можно сказать, - разделились во мнениях о том, хорошо это или плохо, что стенды помогающих бойцам организаций были как бы вклинены в обычную развлекательную программу Измайловского Кремля. То есть там и брачующиеся ходили, и «Музей водки» активно зазывал посетителей - и тут же рядом, волонтеры и тактические медики со всеми атрибутами войны. Моя крестная мама, скажем, была смущена тем, что вот тут, условно говоря, фотографируются молодожены, а вон там, в трех метрах, лежит манекен с оторванной ногой.
Это всё, конечно, выглядело в каком-то смысле хаотичным и даже, может, сюрреалистичным. С другой стороны - война же не выбирает, когда и кому оторвать ногу. Свадьба ли у тебя, шашлыки… Ты можешь вообще быть сверхнежной натурой и не переносить вида крови, блевать от одного вида оторванных конечностей (было на мероприятии и такое) - врагу наплевать. Ему, пожалуй, даже легче, чтобы ты при виде крови сдался и сдулся, так-то…
Так что тот факт, что военное мероприятие вклинилось в досуг горожан, - в моем понимании, это скорее плюс. Часть публики, может, вообще бы сознательно не пришла на такое мероприятие, если бы не наткнулась на него посреди своей иллюзии мирной жизни. И, судя по всему, для многих людей так называемый форум был чуть ли не первым серьёзным соприкосновением с войной. Мне сложно оценить, как так могло получиться, на третьем-то году СВО. Как так вышло, что до сих пор есть люди, для которых всё происходящее - оно где-то там. Как так могло получиться и чья в этом вина: их ли личная, государственная ли… Вполне возможно, что сочетанная. Однако - да, факт остается фактом. Для некоторых посетителей стало открытием то, что ровно сейчас, в тот момент, когда они прогуливаются по Измайловскому Кремлю, - кому-то в Белгородской и Курской областях, а также на полях сражений СВО отрывает ноги, посекает осколками руки, дробит снарядами грудь и голову. И, знаете, некоторым людям от столкновения с этими фактами становилось плохо в буквальном смысле этого слова. Кого-то, как я уже говорила, вырвало от вида манекена с оторванной ногой. Кто-то нуждался в нашатыре. В общем, форум привнес много знаний о текущей действительности в жизнь отдельных людей, что уж там говорить…
Среди участников мероприятия было и подмосковное волонтерское объединение «Добрые сердца», частью которого я являюсь. Я, кстати говоря, с гордостью показывала своим сыновьям стенд своих волонтеров. «Это мои», - говорила им я, дерзко припечатав местоимение мои к людям, которые делают для фронта в десятки раз больше меня.
-Мам, а кто это с тобой поздоровался? - периодически интересовался мой старший сын, когда проходящие мимо люди обнимались со мной, говорили: «Ирочка, привет» - или что-то подобное. Я уж не знаю, что конкретно сын думал в этот момент, но было заметно, что что-то такое, очень и очень важное, происходило в его голове. По крайней мере, стенд «Добрых сердец» он изучил обстоятельно. Посмотрел готовые обеды для бойцов («Это ты для них сушишь овощи?»), обратил внимание на масксети и на костюмы кикимор, сохраняющие жизни снайперов и разведчиков. Вгляделся - молча, сосредоточенно, слушая мои комментарии - в одежду для раненых бойцов, которую наши волонтеры шьют для местных госпиталей в огромном количестве. Посмотрел, как кропотливо мы с моей коллегой снимаем видеоматериалы для репортажа про форум.
Важно ли это всё для одного взятого подростка? Очень важно, на мой взгляд. Мы ведь воспитываем детей не словами. Не менторством. В моем понимании, мы воспитываем их исключительно своим примером. Я бы могла сто раз рассказывать сыновьям обо всем, что они сами увидели на форуме. Однако их собственные глаза, наблюдавшие за происходящим, а прежде всего - за их мамой, сказали им во сто крат больше, чем любые мои слова. Я так думаю. Я в это верю…
А еще моя представительная семейно-дружеская делегация в полном составе прошла начальный курс доврачебной помощи. И дети, и взрослые посмотрели, что такое жгуты, каких видов они бывают и как ими пользоваться.
-Мы сами комплектуем аптечки на фронт и гражданским, но не соображаем в этом почти от слова совсем, - честно признались мы с коллегой, с которой собираем доврачебную помощь для центра Юлии Немчиновой, когда тактические медики спросили нас, что мы знаем про оказание первой помощи. Так что мы и сами многое поняли, чему-то научились (хотя бы в теории), а также - что немаловажно - внесли в комплектацию и упаковку наших аптечек важные изменения и дополнения с учетом практического опыта.
И это - слава Богу. Значит, есть шанс, что большее количество жизней будет спасено при помощи тех аптечек, которые мы комплектуем. Это значит, что где-то, когда-то наш правильно сложенный жгут и верно выбранный турникет помогут кого-то спасти. Наша аптечка станет тем самым орудием Бога, без которого (орудия) порой и Он бессилен повернуть суровые законы судьбы вспять…
А еще, между прочим, на форуме был стенд поисковой организации «Память эпохи», разыскивающей останки Воинов, погибших во время Великой Отечественной. Я познакомилась с сотрудником этой организации. Мы договорились сделать ряд материалов про «Память эпохи». А еще…
-Вы знаете, у меня ведь и личный интерес к вам имеется, - сказала я вахтовцу. - Мой дед Иван пропал без вести в 1941 году. Он ушел с первым призывом вместе с прадедом, который получил тяжелое ранение подо Ржевом и был демобилизован в январе 1942-го с ампутированными ступнями.
-Мы как раз проводим раскопки в окрестностях Ржева и под Калугой. Вполне возможно, что мы найдем и вашего деда Ивана, - ответил мне сотрудник «Памяти эпохи».
И - знаете? - в этот момент что-то такое старое, давным-давно болящее и покрытое коростой фамильной поколенческой боли, зашевелилось во мне, что это очень сложно передать словами. Затеплилась маленькая надежда - на то, что наша семейная рана все-таки будет излечена. Что та боль - боль безвестной потери старшего сына, которую прадед унес с собой в могилу; которая по наследству досталась его среднему сыну, а от него - моему отцу и, наконец, мне, - что эта боль потерянного родного бойца может получить-таки свое успокоение. Словами, повторюсь, это сложно передать…
***
Форум завершен. Волонтеры свернули свои стенды и побежали дальше спасать бойцов, а вместе с ними - весь мир. Даже несмотря на то, что мир часто не замечает (порой - намеренно не хочет замечать) этого.
Сегодня мои друзья из объединения «Добрые сердца» выставляются на одном из подмосковных Дней города. Всё так же показывают людям будни войны - посреди иллюзии мирной жизни.
Завтра же все эти сильные духом женщины и мужчины (преимущественно - женщины, конечно) продолжат выполнять огромный объем волонтерской работы. Поддерживая бойцов и жителей приграничных регионов. И терпеливо ожидая наших Воинов домой. Живыми и обязательно с Победой. Потому что вместе с ними мы - действительная сила. Против которой можно злиться, воевать, топать ножками и ручками - но сделать с которой невозможно решительно ничего. Это самое главное.
п.с. Буквально сейчас мои волонтеры написали, что раненому бойцу требуются два донора 4- (отрицательной) группы. Если кто-то из Москвы или Подмосковья готов выступить в качестве донора, просьба связаться со мной в ТГ.