Найти в Дзене

Почему я не люблю передовиков, стахановцев и красные даты?

Когда-то давно, еще на самой заре карьеры в нефтянке, мне пришлось работать со старым мастером во всех смыслах этого слова. Ему тогда уже было почти 60, а мастером капитального ремонта (КРС) он работал 30 с хвостиком лет. Приехали на скважину, она была пробурена еще в 70-х годах, но по какой-то причине стояла в простое несколько десятилетий. Почему - не знаю, но такое бывает. Иваныч, назову мастера так, берет план, читает и говорит: "Ну все, воткнемся мы с это скважиной". Я беру план, читаю - и не могу понять причины, почему Иваныч так решил. - С чего ты так решил, Иваныч? - Посмотри дату сдачи в эксплуатацию Я читаю и вижу красивую дату - 7 ноября 1977 года. Тут Иваныч говорит: ":0 лет Великой Октябрьской социалистической революции. Представляешь, какие гонки были, обязательно понаделали дел. Так всегда бывает, особенно если бурил какой-нибудь герой или ударник труда, сталкивался я с такими". Все это было произнесено с желчью, что не знай бы Иваныча то я бы заподозрил его в банальной

Когда-то давно, еще на самой заре карьеры в нефтянке, мне пришлось работать со старым мастером во всех смыслах этого слова. Ему тогда уже было почти 60, а мастером капитального ремонта (КРС) он работал 30 с хвостиком лет.

Приехали на скважину, она была пробурена еще в 70-х годах, но по какой-то причине стояла в простое несколько десятилетий. Почему - не знаю, но такое бывает. Иваныч, назову мастера так, берет план, читает и говорит: "Ну все, воткнемся мы с это скважиной". Я беру план, читаю - и не могу понять причины, почему Иваныч так решил.

- С чего ты так решил, Иваныч?

- Посмотри дату сдачи в эксплуатацию

Я читаю и вижу красивую дату - 7 ноября 1977 года. Тут Иваныч говорит: ":0 лет Великой Октябрьской социалистической революции. Представляешь, какие гонки были, обязательно понаделали дел. Так всегда бывает, особенно если бурил какой-нибудь герой или ударник труда, сталкивался я с такими". Все это было произнесено с желчью, что не знай бы Иваныча то я бы заподозрил его в банальной зависти. Но нет, он был не такой.

Его слова оказались пророческими. Веселье началось сразу. Скважина была "консерва", то есть законсервирована. Во время консервации над нефтеносными пластами ставят цементный мост, то есть заливают определенный участок скважины цементом, чтобы наружу не прорвалась нефть и газ.

Законсервированная скважина
Законсервированная скважина

Чтобы разбурить цементный мост на трубах спускают винтовой забойный двигатель и долото. Трубы измеряют и считают, чтобы не ошибиться глубиной и воткнуться со всей силы в мост. Подсчитал, спускаем и бабах, жесткая посадка, еще не спущено пять труб! Иваныч звонит в цех, там орут, что мы - неумехи, не умеем считать, Иваныч в ответ посылает их всех орет в трубку, чтобы приехали на комиссионный подъем.

Начинаем поднимать, все подсчитано и записано в журнал точно, но в плане работ указана глубина моста на целых 53 метра ниже. Начальство похмыкало, пожало плечами, сказало "Бывает" и уехали даже не извинившись, не барское это дело.

Дальше-больше. После того, как пробурили мост (что оказалось непросто, потому что каким-то образом к красной дате в нем оказались мелкие железки типа гаек, разбуривать из проблематично) начали спускать пакер. Перед этом спустили скребок колонный (скрепер). Это такое устройство с лезвиями, которые прижимаются к стенке сжатыми пружинами.

Скрепер
Скрепер

С его помощью со стенок снимают известковую и цементную корку, парафинистые отложения, соли и так далее. Спустили и мы, начали скребкование, чувствуем, что он ходит свободно. По идее должны быть изменения веса на электронном индикаторе, так как ножи упираются в стенки колонны. А тут ничего. Сообщили в цех, мол так и так, болтается свободно, как будто вообще не касается стенок скважины. Там похмыкали и велели спускать пакер

Начинается самое вкусное, спускаем пакер - специальное устройство, которое позволяет разобщить части ствола скважины.

Поиск негерметичности скважины пакером Югсон-Сервис

Если не поняли - можете посмотреть видео. Но не это важно, главное, что пакер выпускается разных размеров. Если диаметр будет меньше колонны - то он не сядет, если больше - то не зайдет.

Начали спуск, доходим до колонны и пакер не садится. В цеху ор, мат, Иваныч орет тоже, никто не знает, что делать и почему так получилось. Бригаду обвиняют, что мы плохо проработали интервал посадки, поэтому и скользит пакер по стенкам и якоря не срабатывают

Поднимают пакер - все нормально, он чистый. Были бы наслоения парафина или грязи - весь пакер был бы в них. Спускают новый - опять нет посадки. Начали появляться подозрения, что в скважину просто спущена другая обсадная труба, а не та, которая указана в паспорте. Приехали геофизики, отработали - так и есть, вместо 140 трубы спущена 146. Поэтому и бултыхался скребок не касаясь стенок, поэтому и не сел пакер!

Был скандал, но вся проблема в том, что кого-то обвинить и наказать уже некого. Люди давно на пенсии, прошло почти три десятилетия. Махнули рукой и кое-как ее запустили в работу.

Иваныч после этого спросил меня: "Ну что, убедился? Я же говорил, что если красная дата, передовик или герой - то жди самой дикой дичи". А что тут сказать, он оказался прав, сразу видно человека с огромным опытом.

А потом я и сам сталкивался неоднократно с таким. То переделывали ремонт, потому что предыдущую бригаду гнали скорее-скорее. Спустят насос - а он через неделю встал. Зато ускорение было на целые сутки, правда при повторном ремонте потратили минимум три, да еще и часть работ за счет фирмы. Или с косплейщиками Стаханова, которые все время куда-то торопятся. И ладно бы не в ущерб качеству, а именно скорее-скорее. Особенно запомнился мне этот персонаж, Эльмир, с которым никто не хотел работать и нигде он не держался. Здоровый как лось стоял себе за палкой (ручным тормозом лебедки, за ней стоит бурильщик), а у помбуров спины трещат. Он еще и недоволен был, мол не хотят работать. Хотя там были отличные спецы, которые свыше десяти лет работали в паре и всегда давали план, пока не появился этот передовик

Потом мне поставили ультиматум другие члены бригады, да я и сам был не против, с такими ударниками греха не оберешься.

Так и со всякими дурацкими гонками, рекордами и ускорениями к красивой дате. В СССР такое особенно любили, то пятилетка за три года, то построить к очередному юбилею Октября или дню рождения Ленина. Построить то может и могли, но путем нарушения всяких мыслимых и немыслимых правил и норм. Лужнецкий метромост построили в рекордный срок, а потом на ремонт портили больше, чем он стоил. И все ради чего?

Первый горящий фонтан Второго Баку устроили из-за того, что торопились сдать скважину к Новому году, дырки под медальки уже крутили. Ожидаемо что все пошло не так.

На скважине К-9 решили ускориться и начали освоение с нарушением правил по исследованию скважин. Ускорение удалось как никогда - аварию не могли ликвидировать целых семь лет

Когда я работал супервайзером, то на одной из скважин произошел серьезный выброс при срыве планшайбы. Примечательно, что работы выполняла передовая бригада одной из фирм по КРС. Там все было организовано в лучших стахановских традициях - ей в первую очередь давали технику, привозили технологические жидкости для работ, новое оборудование и так далее. Естественно в ущерб другим бригадам, они в простое, а передовики работают. На самом верху мачты они повесили вымпел с логотипом компании и цифрой "1". Не хватало только взять капиталистические обязательства взять о рекордном числе ремонтов.

И вот именно эта бригада допустила просто детскую ошибку - не замерили затрубное давление, это делают абсолютно все, не исключая бригады, сформированные из иностранных специалистов, которые скважину впервые в глаза увидели. И при срыве планшайбы так дало из заруба, что залило нефтью весь куст. Хорошо, что еще не произошло пожара, без жертв бы тогда точно не обошлось. Тогда вымпел сразу сняли и мастера уволили. Хотя, если честно, вина его, конечно, была. Но еще была вина цеховых работников, а также промысла, которые гнали вперед и быстрее, потому что скважина была дебитная и всем хотелось нефти. Мастер просто стал козлом отпущения. А бригада действительно работала хорошо, просто не надо устраивать гонки и соревнования в ущерб качеству и нарушая технологию. А поставить новые рекорды сверх выше установленных регламентов без изменения технологии говорит только об одном - что эти регламенты были нарушены. Например превышена предельно допустимая скорость спуска, меньше времени отводилось на ту или иную технологическую операцию, а то и вообще они были пропущены. Качнут во время глушения вместо пятидесяти кубов жидкости десяточку, чтобы вымыть трубы - и так пойдет, скважина все равно глотает. А потом начнется выброс - не прошло так. И таких случаев пруд пруди.

Поэтому я очень скептически отношусь к всевозможным стахановцам и гонкам на опережение. Такое возможно либо при сверхчеловеческом напряжении, которые не каждый выдержит, а если и выдержит - то долго не протянет. Даже оборудование не выдержит, хоть оно и железное, а человек из плоти и крови.

И/или, что чаще всего, при полном нарушении норм и регламентов, которые обязательно выйдут рано или поздно боком. Не нужны стахановы и стахановцы, которые могут выдать на гора 150% плана, а нормальная организация труда, нормальное оборудование, чтобы бригада обычных работяг могла выдать норму. И пользы от этого куда больше, когда 10 бригад стабильно выдают норму, а не одна 200%, а другие - 75%.

У меня же на сегодня все, если понравилась статья - ставьте лайк и подписывайтесь