Найти в Дзене
В мире искусства

Библейские сюжеты - художник Арнольд Бёклин

Арнольд Бёклин (16 октября 1827 — 16 января 1901) — швейцарский живописец, график, скульптор, один из выдающихся представителей символизма в европейском изобразительном искусстве XIX века. Картины Арнольда Бёклина необычно насыщенны по цвету и плотны по тону. В них присутствует вымышленный художником мир, часто нарочито таинственный. Бёклин решительно порвал с академической живописью и натурализмом, доминировавшим в изобразительном искусстве второй половины XIX века. Вначале Бёклин писал романтические пейзажи с мифологическими фигурами, затем — фантастические сцены с нимфами и морскими чудовищами. Свою самую знаменитую картину «Остров мёртвых» Бёклин также создал в Италии, во Флоренции. Творчество Арнольда Бёклина включает в себя традиционные романтические пейзажи, мифологических существ классической живописи, научные разработки XIX века, юмор и немецкую душу. Будучи противоречивой фигурой даже при жизни, он и его работы по сей день вызывают разногласия в мире истории искусства. Несмот

Арнольд Бёклин (16 октября 1827 — 16 января 1901) — швейцарский живописец, график, скульптор, один из выдающихся представителей символизма в европейском изобразительном искусстве XIX века.

Картины Арнольда Бёклина необычно насыщенны по цвету и плотны по тону. В них присутствует вымышленный художником мир, часто нарочито таинственный. Бёклин решительно порвал с академической живописью и натурализмом, доминировавшим в изобразительном искусстве второй половины XIX века.

Вначале Бёклин писал романтические пейзажи с мифологическими фигурами, затем — фантастические сцены с нимфами и морскими чудовищами.

Свою самую знаменитую картину «Остров мёртвых» Бёклин также создал в Италии, во Флоренции.

Творчество Арнольда Бёклина включает в себя традиционные романтические пейзажи, мифологических существ классической живописи, научные разработки XIX века, юмор и немецкую душу. Будучи противоречивой фигурой даже при жизни, он и его работы по сей день вызывают разногласия в мире истории искусства. Несмотря на то, что поначалу у него было всего лишь несколько последователей и покровителей, к концу его жизни в каждом доме уважаемого бургера была гравюра с изображением одного из его шедевров.

Арнольд родился в Базеле, Швейцария, в 1827 году, и был назван в честь персонажа пьесы Фридриха Шиллера «Вильгельм Телль». Его жизнь с самого начала была полна путешествий и приключений. В раннем возрасте он покинул родной дом, чтобы изучать живопись в Дюссельдорфской академии искусств. Его профессорами в то время были пейзажист Иоганн Вильгельм Ширмер и художник-романтик Карл Фридрих Лессинг. Там же он познакомился с движением назарян, группой молодых немецких художников начала XIX века, которые проложили путь антиакадемическому искусству.

Остров мертвых, Арнольд Бёклин, 1883 год. \ Фото: philanthropos.org.

Большая часть ранних работ Арнольда этого периода состоит из картин швейцарских Альп, написанных под влиянием его преподавателей в Академии. Влияние Каспара Давида Фридриха проявляется в использовании Арнольдом драматических эффектов тени и цвета, чтобы подчеркнуть выразительный характер пейзажа. Такие картины, как пейзаж с руинами замка, являются основой для преобразования концепций романтизма в визуальный язык символизма, кульминацией которого стал «Остров мёртвых» Бёклина.

-2

Священная роща, Арнольд Бёклин. \ Фото: bing.com.

В 1848 году Арнольд отправился в Антверпен, Брюссель и Париж, чтобы продолжить своё художественное образование. Во время этих путешествий его вдохновили Эжен Делакруа и Жан-Батист-Камиль Коро. В то время как большинство его современников с нежностью смотрели на революции 1848 года, Арнольд был в ужасе от кровопролития июньских дней, проводя много времени, наблюдая за транспортировкой заключённых на казнь. Он вернулся домой из Франции, где отслужил свой обязательный срок в швейцарской армии с 1848 по 1849 год. К началу 1850 года Бёклин уже чувствовал, что в Базеле становится душно, поэтому он снова двинулся дальше. На этот раз он выбрал Рим.

-3

Траур под крестом, Арнольд Бёклин, 1876 год. \ Фото: ro.wikipedia.org.

Одним из первых и самых важных решений Арнольда как независимого художника была поездка в Рим. Среди древних руин города и религиозной иконографии эпохи Возрождения и барокко он отходил от художественных идеалов своей юности. Бёклин никогда не стремился возобновить традицию древней культуры, но хотел использовать её как источник вдохновения для чего-то нового. Изображения и статуи, которые он видел в Риме, помогли ему создать свой собственный мифологический мир, наполненный личными наблюдениями и современными научными открытиями.

С середины 1860-х годов он погрузился в античную мифологию, которая составляла тематическое ядро искусства эпохи Возрождения, определяя мораль и принципы этих повествований. По словам одного из его учеников, впечатление, которое произвели на Бёклина ватиканские фрески Рафаэля и помпейские настенные росписи в Риме, заставило его свернуть с прежнего пути. Новообретенное понимание Арнольдом мифа проявилось в его зрелых картинах 1860-70-х годов. Его работа уникальна в своём переосмыслении классической мифологии через личную, даже комическую призму.

-4

Слева направо: Кентавр и нимфа, Арнольд Бёклин. \ 008, Арнольд Бёклин.

Во время своего первого визита в Рим он познакомился с Анджелой Паскуччи, семнадцатилетней дочерью папского охранника, на которой он в скором времени женился. Анджела была его спутницей жизни и музой. Но их брак был непростым для обеих семей, поскольку они происходили из разных религиозных слоёв: Бёклин был протестантом, а Анджела католичкой. Брак также был омрачён другими проблемами, такими как смерть их пятерых (из четырнадцати) детей и слабое здоровье Арнольда.

-5

Святилище Геркулеса, Арнольд Бёклин, 1884 год. \ Фото: bing.com.

На протяжении второй половины XIX века художник постоянно менял города. Прежде чем окончательно вернуться в Италию, Арнольд жил в Мюнхене, Базеле, Цюрихе и Веймаре, зарекомендовав себя в немецкоязычном мире. Популярность художника возросла благодаря тиражу офортов с его картин берлинским арт-дилером Фрицем Гурлиттом. Гравюры, созданные по заказу художника-графика Макса Клингера, были широко распространены среди немецкого среднего класса. В течение двух лет Арнольд даже занимал профессорскую должность в Веймарской академии по рекомендации своего друга и коллеги Франца фон Ленбаха.

Несмотря на то, что Бёклин был художником с академическим образованием и профессором, он отказался принять традиционную художественную практику. Для своих современников он был отнесён к группе вместе с Ансельмом Фейербахом и Гансом фон Маресом как Deutschrömer.

Deutschrömer были немецкоговорящими художниками и скульпторами, работавшими в Италии. Это восприятие, наряду с его бедностью, придавало Арнольду ауру преследуемого и изолированного художника. По мнению критиков, его искусство отворачивалось от поверхностного облика природы и исторических тривиальностей к внутреннему воображению и мечтам немецкого народа.

По-видимому, он был на верном пути к тому, чтобы стать успешным художником и заслужить титул prince-painter. Несмотря на это, Арнольд был встревожен тем, что стал профессором на службе у великого герцога. Для него амбиции и надежды на артистическую славу были праздными. Сбежав от «художественного сброда», как он это называл, Бёклин в конце концов обрёл покой в Италии. С 1876 года он проводил своё время во Флоренции и её окрестностях, лишь с коротким перерывом между 1886 и 1892 годами в Цюрихе.

-6

Слева направо: Чума, Арнольд Бёклин, 1898 год. \ Война, Арнольд Бёклин.

Несмотря на сложность определения его искусства в рамках любого движения, к концу XIX века Бёклин считался центральной фигурой немецкого символизма. Последние несколько десятилетий XIX века в Европе были отмечены всеобъемлющей нестабильностью и безропотностью в материалистической среде.

Постоянно растущие тенденции индустриализации и модернизации вызвали пессимизм в определённых интеллектуальных кругах и потребность в бегстве в воображаемый мир трансцендентных образов. Символистские работы Арнольда нашли своё место в этом новом, наполненном меланхолией мире.

Лучшее понимание немецкого символизма в целом можно расшифровать, изучив его «Автопортрет со Смертью, играющей на скрипке», 1872 года. Эта картина - не только взгляд в душу художника, но и материализация сути немецкой души XIX века.

Художник реалистично изобразил себя стоящим у своего мольберта, когда к нему приближается скелет со скрипкой. Здесь нереальное изображено таким образом, что оно кажется таким же реальным, как и фигура художника. Искусствоведы назвали этот самый распространённый метод символического отчуждения «натуралистической перестановкой». В данном случае это означает, что люди и объекты, переданные с точностью до натуры, предстают в связи, которая невозможна в повседневной реальности.

-7

Искатель приключений, Арнольд Бёклин. \ Фото: bing.com.

Активность Арнольда не уменьшалась с возрастом; напротив, он продолжал заниматься живописью почти до последних мгновений своей трудоёмкой жизни. Его автопортрет, написанный в 1893 году, изображает энергичного мужчину с седой бородой и проницательными глазами, скрывающего проблемы со здоровьем, от которых он страдал. Приближаясь к концу своей жизни, Бёклин стал объектом настоящего культа личности. Ричард Мутер в своей «Истории живописи девятнадцатого века», опубликованной в 1894 году, прославил его как основателя нового, горячо желанного искусства. Подобно битломании, существовала лихорадка Бёклина. Он был помещен в пантеон культурных героев наряду с Гомером и Фидием, Шекспиром, Дюрером, Гёте и Вагнером.

-8

Одиссей и Полифем, Арнольд Бёклин, 1896 год.

Статус Арнольда был признан даже во Франции, где Шарль Сонье провозгласил его гением. Со славой пришли почести. В 1887 году Иоганнес Брамс посетил Бёклина в его цюрихской студии, а в 1894 году он принимал великого герцога Карла Александра фон Саксен-Веймарского в своей студии во Флоренции. По случаю его 70-летия в Берлине, Гамбурге и Базеле были проведены ретроспективные выставки его произведений.

В январе 1901 года Арнольд скончался в своём доме, Вилла Белладжио, в окрестностях Фьезоле. Он был похоронен на протестантском кладбище за пределами Флоренции. Итальянские газеты того времени с гордостью говорили о его привязанности к их стране. И это правильно, поскольку Италия сыграла решающую роль в личной и профессиональной жизни швейцарского художника. Он был признан художником общечеловеческой ценности, а его картины были известны как символы современного человека.

В течение своей жизни Арнольд активно влиял на ряд художников с широким символистским уклоном. После его смерти гротескные характеристики его работ стали предметом восхищения многих молодых современных художников. Через них Бёклин повлиял на развитие немецкого экспрессионизма, а позже и французского сюрреализма, а также на работы художника Джорджо де Кирико.

В отличие от этих художников-авангардистов начала ХХ века, отказ Арнольда от различных условностей академической живописи был скорее случайным; это было просто результатом его попыток объединить различные стили. Он никогда не считал себя современным художником, но наследником великой традиции искусства постренессанса. Влияние творчества Бёклина вышло за рамки изобразительного искусства, вдохновив таких композиторов-романтиков, как Сергей Рахманинов и Жан Сибелиус.

Про "Остров мёртвых" Арнольда Бёклина

Созданная швейцарским художником Арнольдом Бёклином, эта таинственная работа до сих пор хранит несколько секретов.

-9

"Остров мёртвых" Бёклина в конце XIX - начале XX века был одной из самых известных картин во всей Европе. В своем романе "Отчаяние", написанном в 1934 году, русско-американский писатель Владимир Набоков отметил, что репродукцию картины можно было "найти в каждом берлинском доме", так как гравюры с этой работы широко тиражировались и пользовались спросом. Во многом это произошло благодаря усилиям арт-дилера художника Фрица Гурлитта, который на рубеже веков заказал огромные тиражи репродукций высокого качества.

Изначально "Остров мёртвых" был заказан одной из его покровительниц, Мари Берна, которая, увидев в мастерской Бёклина частично законченное полотно, предложила сделать из него мемориал в память о своем покойном муже. На картине изображен небольшой тенистый остров, усеянный кипарисами, с каменной морской стеной, входами и валами, встроенными в возвышающиеся скалы. С воды к острову приближается небольшая лодка с лодочником, а также гроб и фигура, окутанная белой пеленой, причем эта последняя деталь была добавлена по просьбе Берны. Лодка и фигура у ее руля вызывают сравнения с Хароном, паромщиком из греческой мифологии, который перевозил души умерших через реку Стикс в Аид. Это спокойная и строгая композиция, которая, кажется, задает столько же вопросов, сколько и дает ответов.

Возвышенность и жуть картины усиливаются тем, что она не является прямым изображением какого-либо реального места, хотя принято считать, что ее вдохновил островок Понтикониси близ Корфу, Греция. А сам Бёклин никогда не давал никаких объяснений этой работе или ее смыслу, кроме того, что это картина из мира грез. Даже в самом названии картины нет ни малейшего намека на Бёклина или его воображение, поскольку на самом деле она была названа "Остров мёртвых" дилером Гурлиттом, который взял это название из фразы, использованной в письме ее первоначальной заказчицы Берна.

Ниже представлены три интересных факта про эту картину!

Бёклин создал пять с половиной авторских версий "Острова мёртвых"

-10
-11

-12
-13
-14

Как бы ни преследовала эта картина зрителей, она, похоже, в какой-то степени преследовала и Бёклина. Первая картина, которую он написал, та, которую его покровительница Берна увидела мельком, когда она была лишь частично завершена, была написана для мецената по имени Александр Гюнтер. Но в конечном итоге Бёклин оставил эту работу для себя. За меньшей версией, выполненной впоследствии на деревянной панели для Берны и хранящейся сейчас в коллекции Музея Метрополитен в Нью-Йорке, в 1883 году последовала другая версия, которая разительно отличается от своих предшественниц.

Хотя на ней также изображены островок и лодка с фигурами, цветовая палитра гораздо ярче и светлее, вместо того чтобы окутывать большую часть композиции тенью, она наполнена рассеянным светом. Склоны скал и небо освещены бледными оттенками розового и фиолетового, а архитектура внутри природного массива изменена - не в последнюю очередь за счет включения собственных инициалов художника над одним из входов. Выполненная по просьбе Гурлитта, она демонстрирует попытку создать ту же сцену, но без того же ощущения зловещности и завершенности.

Четвертая версия была создана в 1884 году — возможно, в знак признания успеха картины или ее востребованности на рынке, — но была уничтожена во время Второй мировой войны, и от нее осталась лишь черно-белая фотография. В 1886 году Музей изобразительных искусств в Лейпциге заказал пятую версию "Острова мёртвых", где она висит и по сей день, а шестая и последняя версия картины была завершена с помощью сына Беклина Карло в 1901 году, и в настоящее время находится в коллекции Государственного Эрмитажа. Любопытно, что на эрмитажной версии две подписи, из чего можно сделать вывод, что Карло был основным исполнителем.

Несмотря на относительную безвестность сегодня, нельзя недооценивать, насколько широко был известен и ценим "Остров мёртвых" в первой половине XX века, в том числе среди важных исторических фигур. Известно, что у основателя Коммунистической партии России Владимира Ленина, изобретателя психоанализа Зигмунда Фрейда и бывшего военного министра Франции Жоржа Клемансо на стенах их офисов или кабинетов висели гравюры этой картины. А третью версию картины 1883 года, выполненную по заказу Гурлитта, приобрел не кто иной, как Адольф Гитлер (в настоящее время она находится в коллекции Государственного музея Берлина).

Она также служила источником вдохновения для других художников и творческих личностей. В 1909 году Сергей Рахманинов написал симфоническую поэму "Остров мёртвых". Он увидел монохромную репродукцию одноименной картины Беклина во время участия в "Русском салоне" (предшественнике "Русских сезонов"), организованном искусствоведом Сергеем Дягилевым в Париже в 1907 году. Вдохновленный композицией, Рахманинов ждал несколько лет, прежде чем создать свой собственный "Остров мёртвых", чтобы увидеть изображение в цвете, что ему удалось сделать в Лейпциге, отмечая, что, возможно, не сочинил бы его вообще, если бы не сделал этого.

-15

Бёклин создал антитезу — “Остров жизни”

-16

В то время как "Остров мёртвых" захватил Европу в свое время, художник создал аналог этой картины, который остался еще менее известным. Картина под названием "Остров жизни" была создана в 1888 году, в тот же год, что и окончательная версия "Острова мёртвых", что, возможно, свидетельствует о каком-то художественном завершении или откровении. По словам художника, это "антипод" "Острова мёртвых": вместо того чтобы использовать приглушенную цветовую палитру и изображать мрачные сцены, "Остров жизни" полон света, цвета и активности. Разнообразные деревья, которые не встретишь вместе в природе, от пальм до цветущих вишен, расцветают по всей территории, сосредоточившись вокруг небольшого луга, полного красочно одетых отдыхающих. А на переднем плане по воде прогуливаются лебеди и фигуры (возможно, тритон и наяда?). В отличие от предшественника, Бёклин создал только одну версию этой композиции, и в настоящее время она хранится в Музее искусств Базеля, родного города художника, где также находится одна из версий "Острова мёртвых" 1880 года.

-17
-18
-19
-20
-21

-22
-23
-24
-25
-26
-27
-28
-29
-30
-31
-32
-33
-34
-35
-36
-37
-38
-39
-40
-41
-42
-43
-44
-45
-46
-47
-48
-49
-50
-51
-52
-53
-54
-55
-56
-57
-58
-59
-60
-61
-62
-63
-64
-65
-66
-67
-68
-69
-70
-71
-72
-73
-74
-75
-76
-77
-78
-79
-80
-81
-82
-83
-84
-85
-86
-87
-88