Найти тему

Теория поколений: актуальность и значение в современном обществе

Теория поколений — это концепция, изучающая, как разные возрастные группы или поколения формируются под влиянием исторических, социальных и культурных факторов. Эта теория помогает понять, как различные поколения воспринимают мир, какие ценности и нормы у них формируются, и как они взаимодействуют в обществе. В последние годы интерес к этой теме значительно возрос.

Теория поколений была разработана в 1991 году американскими исследователями Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом. Они независимо друг от друга решили глубже изучить термин «поколение» и обратили внимание на так называемый «конфликт поколений», который не столько связан с возрастными противоречиями, сколько с различиями в восприятии мира. Адаптацию этой теории для России осуществила команда под руководством Евгении Шамис в 2003–2004 годах. Основная идея заключается в том, что системы ценностей у людей, выросших в разные исторические эпохи, отличаются. Это происходит потому, что ценности формируются не только под влиянием семейного окружения, но и в результате значимых общественных событий и контекста, в котором человек взрослеет. При этом важную роль играют экономические, социальные, технологические и политические факторы. Согласно данной теории, процесс формирования ценностей завершается примерно в возрасте 12-14 лет.

Сейчас в России живут и работают представители следующих поколений:

📌Поколение Победителей (1900 - 1923 г. р.)

События, сформировавшие их ценности: революционные события 1905 и 1917 годов, коллективизация, электрификация.

Ценности: трудолюбие, ответственность, почти религиозная вера в светлое будущее, приверженность идеологии, семья и семейные традиции, доминантность и категоричность суждений.

📌Молчаливое поколение (1923 - 1943 г. р.)

События, сформировавшие ценности: сталинские репрессии, Вторая мировая война, восстановление разрушенной страны, открытие антибиотиков.

Ценности: преданность, соблюдение правил, законов, уважение к должности и статусу, честь, терпение.

📌Поколение Беби Бумеров (1943-1963 г. р.)

События, сформировавшие ценности: советская «оттепель», покорение космоса, «холодная война», первые пластические операции, единые стандарты обучения в школах и гарантированность медицинского обслуживания.

Ценности: оптимизм, заинтересованность в личностном росте и вознаграждении, в то же время коллективизм и командный дух, культ молодости.

📌Поколение X или Неизвестное поколение (1963 - 1984 г. р.)

События, сформировавшие ценности: продолжение «холодной войны», перестройка, СПИД, наркотики, война в Афганистане.

Ценности: готовность к изменениям, возможность выбора, глобальная информированность, техническая грамотность, индивидуализм, стремление учиться в течение всей жизни, неформальность взглядов, поиск эмоций, прагматизм, надежда на себя, равноправие полов.

📌Поколение Y или Поколение Милениум (1984-2000 г. р.)

События, сформировавшие ценности: распад СССР, теракты и военные конфликты, атипичная пневмония, развитие цифровых технологий. Мобильные
телефоны и интернет - их привычная действительность. Эпоха брендов.

Ценности: свобода, fun (веселье). В систему ценностей этой группы также включены такие понятия, как гражданский долг и мораль, ответственность, но при этом психологи отмечают их наивность и умение подчиняться.
На первый план для поколения Y выходит немедленное вознаграждение.

📌Поколение Z. (с 2000 - 2011 г. р)

Этих людей пока что рано оценивать с точки зрения профессионализма, учитывая их возраст. Но уже есть возможность выделить некоторые особенности.

Поколению Z присущи: адаптивность, активное применение интернета, ранние заработки, толерантность, частые депрессии, плохая концентрация, мультизадачность. Представители поколения Z делают то, что им нравится, невзирая на последствия. Отсюда и такие черты "зумеров", как нарциссизм и эгоизм. Все, что они "вытворяют", должно получить обратную связь.

Для успешного результата "зумерам" нужно четко поставить задачу и суметь их мотивировать. За каждую выполненную задачу они будут ждать вознаграждение, а результат "за горами" их мало волнует.

📌Поколение Альфа. (с 2000 - 2011 г. р)

Среди ключевых характеристик, которые можно отметить уже сейчас: практическое мышление, высокая степень адаптивности, настойчивость, резкие перепады настроения, неограниченный доступ к материальным благам, а также проблемы с памятью и вниманием.

Представители этого поколения растут среди множества гаджетов, игрушек и одежды, что приводит к тому, что они быстро теряют интерес к вещам. Им важно понимать, как можно использовать полученные знания в реальной жизни. Поколение А более осведомлено в области психологии; дети умеют оказывать влияние на своих родителей и начинают размышлять о значимых вопросах гораздо раньше, чем их предшественники.

Теория поколений остается актуальной в нашем быстроменяющемся мире. Она помогает нам лучше понимать не только различия между поколениями, но и общие тенденции, движения и изменения, которые формируют наше общество. Важно помнить, что каждое поколение имеет свой уникальный вклад и перспективу, которую стоит учитывать для создания гармоничного и прогрессивного общества.

Источник.
Источник.

Уральский федеральный университет — один из ведущих вузов России, расположен в Екатеринбурге. Участник проекта по созданию кампусов мирового уровня — части национального проекта «Наука и университеты», реализуемого Минобрнауки России. Университет — участник государственной программы поддержки российских вузов «Приоритет-2030», выступает инициатором создания и выполняет функции проектного офиса Уральского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня «Передовые производственные технологии и материалы».