Найти в Дзене
Глобальная История

Основные проблемы философии Карла Поппера (часть первая)

Карл Раймунд Поппер – немецко-английский философ, в историю философии вошедший, как ключевой представитель пост-позитивизма, основного направления в философии науки двадцатого века. Поппер родился 28 июля 1902 года, а скончался 17 сентября 1994 года, можно сказать, что он прожил весьма долгую и богатую в интеллектуальном и личном плане жизнь. Поппер родился в еврейской семьи, на время его жизни приходится Вторая Мировая Война, но еще до ее начала, наблюдая известные события в центральной Европе, он вынужден был эмигрировать из Австрии в Новую Зеландию. После войны философ жил в Великобритании.

Ключевыми идеями Карла Поппера являются:

1. Фальсификационизм – принципиальная возможность опровержения научной теории, как собственно критерий ее научности.

2. Принятие необходимости метафизики для развития научного знания (метафизика в таком случае выступает как каркас научных исследовательских программ)

3. Теория Открытого общества и критика историцистского подхода к пониманию развития общества (то есть – Марксизма, и похожих теорий, которые на основании прошлого выводят жесткую, однозначную схему будущего человечества).

4. Концепция «Мира 3» - философ отстаивал объективный характер произведений человеческого сознания – теорий, идей, гипотез и т.д.

5. Идея того, что научное знание возрастает в результате процесса выдвижения все более и более глубоких гипотез (как он называл их – «смелых идей», подобных теориям Эйнштейна), объясняющих различные области мироздания, при осознании того, что достигнуть неопровержимой (вечной) научной истины в принципе - невозможно.

-2

Введение в философию Карла Поппера можно с его критики идеи эссенциализма. Это первая большая философская проблема, которая встала перед философом. Родился нерв этой проблемы из того отношения к словам и смыслам их, которое сложилось у философа. То, что по-философски называется – универсалия (слово – понятие, родовое обозначение), стремится схватить как кажется объективную реальность. Есть слово «кот» - оно обозначает род соответствующих существ, и так далее. Считалось, что истинность философских построений зависит от правильного употребления слов, логичности работы с ними, их сочетаниями. Поппер, хоть его основные усилия были сосредоточены в области философии науки, не мог обойти метафизическую проблему универсалий, которой он заинтересовался в еще весьма юном возрасте. И при обдумывании этой проблемы он вывел свой принцип, звучащий следующим образом: «никогда не спорь о словах и их смыслах».

-3

Поппер, оттолкнувшись от проблемы универсалий, сформулировал для себя общее отношение к самому главному типу философствования на протяжении многих веков. Слова для Поппера не являются четкими коррелятами реальных вещей, споры о словах, манипуляции с ними – затемняют реальность, подменяют реальные научные исследования на бесплодные метафизические диспуты (так, например, когда Поппер прочитал Спинозу, он взял себе за правило никогда не вести споров о Боге. Он считал, что Бог – это принципиально не-научная проблема, ведь никаких возможностей опровергнуть бытующие здесь утверждения и доказательства не существует, а наука должна строиться на потенциальной опровергаемости своих положений).

Поппер оказался в орбите существовавшего тогда логико-философского клуба – «Венского кружка», идеи некоторых членов которого (особенно ранних работ Людвига Витгенштейна) были ему созвучны. Витгенштейн считал, что все «подлинно» философские споры являются тавтологичными, лишенными смысла, и отдавал предпочтение научным утверждениям, которые логически могли быть сведены к тому, что сам он называл атомарными предложениями. Эти предложения напрямую ведут к фактам, и их возможно верифицировать – то есть доказать, подтвердить.

-4

Но в итоге пути кружка (и Витгенштейна) разошлись с позицией Поппера. Поппер занял критическое положение к утверждению Витгенштейна о том, что научные утверждения можно целиком отграничить от метафизики, философ считал, что не являясь научной – метафизика – занимает положение программы, которая способна направлять, стимулировать научный поиск. Эта идея, как и критическое отношение к философии Витгенштейна (и родственному логическому позитивизму) повела Поппера к идее фальсификационизма как критерия научности, о чем мы поговорим в следующий раз.

Спасибо за внимание.