Найти тему

Агитпоезд «50 лет Октября» и его необычные вагоны: история одной фотографии из советского прошлого

Полувековой юбилей Октябрьской Революции вся страна отмечала с невероятным размахом. Во-первых, дата красивая, а во-вторых, это первый круглый юбилей для генсека Брежнева.

Кроме обязательных заверений в перевыполнении плана, кроме уже ставших обыденностью всесоюзных субботников, чуть ли не с 1 января 1967 года проводились массовые пропагандистские мероприятия (митинги, шествия и т.п.), завершившиеся грандиозным парадом 7 ноября.

А вот власти Оренбургской области вместе с Южно-Уральской железной дорогой придумали свою «фишку» и запустили агитационный состав «50 лет Октября» с необычными вагонами, который с 6 сентября по 11 октября проехал по железнодорожным станциям региона. Более 1100 км пути. Десятки остановок, в том числе в отдаленных уголках области.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Пассажирами поезда стали партийные и комсомольские работники, передовики производства, представители культуры, науки и спорта. А также лекторы-пропагандисты, рассказывающие об истории революционного движения и достижениях страны за 50 лет советской власти.

На каждой станции обязательно утраивался митинг, а вагоны-лектории зазывали всех желающих. Также в составе находился вагон-музей.

Но как заставить людей приходить на станции и посещать агитпоезд? Понятно, что можно просто приказать и районные предприятия приведут трудовые коллективы. Как ни странно, оренбургские власти кроме административно-командных методов, применяли и чисто рыночные механизмы.

В составе агитпоезда работал вагон-клуб с новинками кинопроката, которые еще не скоро доберутся до отдаленных районов области. Заодно и вагон-галерея с экспонатами из музеев Оренбурга. И кисок «Союзпечать», где можно приобрести свежую прессу, особенно журнальную продукцию, которая редко доходила до тружеников села.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Но самым завлекающим для сельского люда был передвижной дом быта в состав агитпоезда. Вагоны с мастерскими по ремонту обуви, часов и бытовой техники, с парикмахерскими, ателье индивидуального пошива и фотоателье. Плюс магазин, где продавали промтовары, и прежде всего столько редкие в сельмагах, модные платья и аксессуары.

Отдельно функционировал вагон медицинского обслуживания, где принимали стоматологи и гинекологи, которых не то, что в сельских фельдшерских пунктах не существовало, но даже в районных больницах и поликлиниках не всегда можно было найти.

Врачебный кабинет в агитпоезде. Фото из открытых источников
Врачебный кабинет в агитпоезде. Фото из открытых источников

А кроме сугубо практичных вещей, жителей глубинки развлекали коллективы художественной самодеятельности со всей области и артисты оренбургских театров, которые также путешествовали в агитпоезде.

Странно, что такая традиция не распространилась на всю страну. Что-то, а с бытовым обслуживанием населения и с развлечениями в сельской местности было плохо (за исключением отдельных колхозов-миллионеров) вплоть до развала Советского Союза.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Хотя попытки перенять опыт были, через 5 лет подобный поезд проехался по Воронежской области. А в Оренбуржье эта традиция сохранялась долго. Год спустя, в 1968 году, запустили агитпоезд «60 лет ВЛКСМ», а в 1977 году – «60 лет Октября».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: