Тот, кто писал аннотацию к этой книге, явно её не читал. Никакой мощной истории тут нет, зато есть типичная любовная драма. Начало довольно интригующее: 1947 год, вторая мировая война только-только отгремела. К Элизабет приезжает её племянник Штефан, сын Карен (сестра Элизабет) и немца Артура Ландау. Штефан измучен ужасами войны и очень травмирован всем, что ему удалось пережить. И на фоне такой завязки рассказывается история двух сестёр и одного художника-еврея, а также некоторых других.
Скрывать не буду — не понравилось. Автору не удалось воплотить свою задумку в семейную сагу послевоенных лет. Стоило сосредоточиться на чём-то одном: или на истории Элизабет, или на истории Карен, или на Штефане. Из-за постоянных скачков повествования от одного персонажа к другому не получилось раскрыть персонажей, вдохнуть в них жизнь, сделать их объемными. Они все — картонки, идущие из точки А в точку Б, потому что так надо автору; говорящие то, что нужно автору. Не более. Сюжетные повороты —клише на клише, за героев не переживаешь, не стремишься побыстрее перелистнуть страницу, чтобы узнать, что же с ним случилось, выжил ли он.
Карен мне не жаль нисколько. Взбалмошная, эгоистичная дамочка, возомнившая себя вершителем чужих судеб, но не сумевшая управиться даже со своей жизнью. Грубо говоря за что боролась, на то и напоролась. Муж-немец довольно быстро показал Карен её место, дал понять, что за все свои выходки придется платить, и чем легкомысленнее поступок, тем больше и болезненнее плата.
Странно, кстати, что Артур не избавился от Антье, когда понял, что она явно не его дочь. Я ожидала какого-то такого поворота, ведь Артур Ландау был не последним человеком среди нацистов, а тут такое прямое доказательство измены его жены...
Майкл тоже не вызвал симпатии. На протяжении всей книги было ощущение, что либо он сам не знал, что и кто ему нужен от жизни, либо автор не продумала его жизненный путь, поэтому и устроила эти перебежки с места на место, от женщины к женщине. Бестолковщина какая-то. И в любовь его к Элизабет я не верю. Что это за любовь, если хватило одного слова Карен, и он отказался от "любимой"? Откуда у него возникли чувства к Карен? Бред какой-то.
Штефан... А что — Штефан? Он как бы есть, но его как бы нет. Немецкий мальчик — лишь декорация, на фоне которой нам пропихивают типичную мыльную драму. То, что на Штефана негативно повлиял гитлерюгенд, промывка мозгов нацисткой пропагандой, участие в сражениях — это всё понятно. Хоть тут автору веришь. Но финал книги в целом и арки Штефана — это что вообще? Серьезно? Он просто ушел.. . и всё? А ничего так, господа хорошие (особенно ты, Элизабет, я на тебя смотрю, да), что вы впряглись за этого, по сути, ребенка? Он, конечно, ребенок этот, чего только не повидал и не делал, но вы его взяли в свою семью, устроили его в школу... И просто забили на то, что он куда-то пропал?
Реакция Элизабет вообще топ — просто верить в то, что мальчик не найдется. Да, племянничек, росший среди нацистов с пеленок, конечно, не тот родственник, о котором мечтает каждый из нас, но раз взяли на себя ответственность, то несите до конца. Ну хоть муж у Элизабет оказался здравомыслящим и не оставил попыток найти Штефана, чтобы убедиться, что с ним всё хорошо, даже если он не вернется к тете.
Про остальных персонажей не буду говорить. Ибо нечего. Блёклые все какие-то, невнятные, непонятные. Куча проходных, которых даже запоминать нет смысла, ибо они больше не появятся в сюжете. И вранье. Все всем врут. Кошмар какой-то. Книга лжей.
Оставлю без оценки, потому что эта сумбурщина даже единицы не заслуживает. Жаль, что неплохая идея зародилась в голове не одаренного талантом человека. В руках опытного писателя могла бы выйти хорошая, качественная драма, история одной сломанной юности и жизни. Но увы.
Рецензия пользователя livelib.ru panijujuju. Источник