Как родители травмируют психику своему ребенку, придавая незначительному эпизоду грандиозное значение.
На фоне разразившегося скандала, в центре которого оказалась певица Мия Бойка (Мария Бойко) и 8-летняя почитательница ее таланта в маске кошки, я вспомнила историю*, связанную со школьным буллингом.
Тогда (как и, на мой взгляд, в случае с девочкой-кошкой) травля во многом была спровоцирована неадекватной реакцией матери на довольно безобидное высказывание в адрес ее ребенка.
Дело было чуть меньше 15-ти лет назад, когда моя дочь была еще школьницей и ходила в 8-й класс. Уже тогда проблема неадекватных мамаш стояла довольно остро, а сейчас, похоже, с эти стало в разы хуже.
Учебный год близился к концу, все основные темы пройдены, поэтому подростки, быстренько сделав (или не сделав) уроки, дружно кучковались на улице. Жили мы тогда не небольшом и относительно спокойном городке, поэтому за безопасность детей можно было особо не беспокоиться.
И вот одним майским вечером, когда дочь вернулась с прогулки и мы с ней засели за просмотр очередной порции «Смешариков» (уже не помню, с чего вдруг мы вдруг взялись их пересматривать, но было весело), мне поступил звонок с незнакомого номера.
«Алло, Татьяна? Это мама Арианы из 5-го класса. Мне срочно нужно с вами поговорить! Вы уже знаете, что сегодня произошло?» - зазвенел у меня в ухе пронзительный голос.
У меня в голове сразу же пронеслось: «Это ж надо было так назвать ребенка! Сейчас, похоже, я услышу нечто из ряда вон».
По тону звонившей женщины было понятно, что она на грани истерики и связалась со мной явно не для того, чтобы пожелать спокойной ночи.
Из того бессвязного потока слов, который вылился на меня после моего вежливого «слушаю вас», я поняла только, что у наших детей во время сегодняшней прогулки случился конфликт, одной из зачинщиц которого была моя дочь, и теперь ребенок разгневанной дамы находится в шоке от того, как его оскорбили и унизили, а ей самой вот-вот придется вызывать скорую, поскольку у нее на нервной почве поднялось давление.
«Обвинить мою девочку в том, что она курит! Это наглая ложь! Как у вашей дочери вообще язык повернулся сказать такое! Что из нее вырастет, если она уже сейчас позволяет себе кидаться беспочвенными обвинениями в чужой адрес, да еще и делать это в присутствии других детей!» - бушевала незнакомка.
Через пару минут мне стало ясно, что в данный момент разговаривать с человеком бесполезно, моих вопросов он не слышит и к конструктивному диалогу не готов.
Поэтому пообещала Арианиной маме перезвонить после того, как поговорю с дочерью, положила трубку и отправилась выяснять у своего ребенка, что там у них произошло.
Оказывается, дочь в компании одноклассников (а они, напомню, тогда были на три класса старше Арианы) отправилась посидеть на лавочках за школой. Пришли, а их любимое укромное местечко занято пятиклашками.
«Вы что это здесь делаете? Уж не курите ли?» - спросила моя дочь.
«Да наверняка курят! Вот мы вашим родителям расскажем, чем вы за школой занимаетесь!» - подхватила другая девочка.
После этого малышня быстренько ретировалась, а подростки уселись на освободившиеся скамейки и принялись болтать, даже не подозревая, какую психологическую травму они нанесли Ариане.
Та же, вернувшись домой, пожаловалась маме на вредных старшеклассников. И понеслось!
Если бы мой ребенок пришел и рассказал мне, что ребята постарше без всяких на то оснований назвали их курильщиками, я посоветовала бы просто не обращать внимания на глупые шутки.
А болезненная реакция дочери на подкол меня бы насторожила, потому что она возможна только в двух случаях: или у нее на самом деле рыльце в пушку, или что-то не так с психикой.
Но не такова оказалась мама Арианы. Как выяснилось позже, сначала она устроила девочке продолжительный допрос, пытаясь выяснить, точно ли она не пробовала пристраститься к пагубной привычке, а потом, придя к выводу, что ее дочурку оболгали, кинулась к учителям с требованием разобраться в ситуации и наказать виновных.
В итоге ей удалось раздобыть телефоны родителей обидчиков, в том числе и мой, и она принялась названивать всем по очереди и требовать извинений за поведение своих детей.
Но поскольку никто не видел в ситуации ничего криминального, добиться желаемого у нее никак не получалось, и женщина распалялась все больше и больше, постепенно доводя себя (а заодно и Ариану) до нервного срыва.
Я, как обещала, через какое-то время ей перезвонила, сказала, что, хотя ничего страшного в произошедшем не нахожу, все же посоветовала своей дочери шутить поаккуратнее, выслушала еще порцию криков по поводу того, что это все не шутки, а очень даже серьезное дело, и я еще хлебну горя с таким ребенком, после чего наша беседа завершилась отнюдь не на дружеской ноте.
На следующий день школьники 5-го и 8-го классов начали обзывать Ариану курилкой, стукачкой, дурочкой, не понимающей шуток, и другими не слишком добрыми словами. Причем участвовали в этом и те ребята, которые накануне гуляли вместе с ней за школой.
И все потому, что мама Арианы после долгих телефонных переговоров, результатом которых она осталась недовольна, выложила всю историю в школьный чат, ища поддержки, а кто-то из детей подсмотрел ее в родительском телефоне и поделился с друзьями.
К счастью для Арианы, через несколько дней школьники ушли на летние каникулы, и к началу нового учебного года этот эпизод благополучно забылся. А иначе даже не знаю, как бы мы выруливали из всего этого.
Возможно, я была не права, и мне надо было провести с дочерью воспитательную беседу, а маме обиженной девочке принести свои извинения…
Но мне почему-то кажется, что Ариане от этого стало бы только хуже. Не в тот самый момент, а в отдаленной перспективе. Так же ее нежная психика стала чуть более закаленной, что для жизни в современном обществе довольно полезно.
А вы что скажете? Кто прав в данной ситуации – мама Арианы или родители других детей?
*некоторые детали изменены для соблюдения конфиденциальности
Спасибо, что дочитали до конца. ЗДЕСЬ вы можете подписаться на мой канал, возможно, там есть еще что-то интересное для вас. И не забудьте поставить лайк, если публикация вам понравилась.
Пожалуйста, будьте корректны в комментариях. Помните, мы в ответе за то, что говорим и пишем.