Чаковский Александр Борисович (1913–1994)
Известный советский писатель, критик драматург и журналист и литературный функционер.
Главный редактор журнала «Иностранная литература» (1955—1963) и «Литературной газеты» (1962—1988). Член ЦК КПСС (1986—1990). Герой Социалистического Труда (1973). Наиболее значительные произведения «Блокада» - роман в пяти книгах и «Победа» - роман в трех книгах.
Родился 13 (26) августа 1913 года в Санкт-Петербурге в богатой еврейской семье.
Его отец Борис Матвеевич Чаковский был известным на весь Петербург врачом-венерологом. Детство, отрочество, юность будущего писателя прошли в Самаре, где его дед до революции был одним из самых богатых купцов и домовладельцев.
Окончив школу, Саша Чаковский немножко поучаствовал в коллективизации, а потом отправился в Москву, где сначала поступил на вечерне отделение юридического института, а затем перевелся Литературный институт имени А. М. Горького, который успешно окончил в 1938 году. В период учебы начал публиковать свои первые рассказы и пьесы.
В 1939 году принят кандидатом в члены ВКП (б), а в 1941 году стал членом ВКП (б). Член Союза писателей с 1941 года. В 1941 году — начальник сценарного отдела киностудии «Мосфильм», редактировал первые выпуски «Боевого киносборника».
С января 1942 года фронтовой корреспондент на Волховском фронте в звании майора.
После демобилизации в 1945 году вернулся в Москву, где опубликовал трилогию «Это было в Ленинграде».
С 1955 года — главный редактор журнала «Иностранная литература». В 1962–1988 годах — главный редактор «Литературной газеты». Думаю, мои уважаемые читатели большинство из вас помнит, что такое была «Литературка» в те годы. Одна 16 полоса чего стоила, не говоря уже о больших по-настоящему серьёзных статьях, поднимавших самые важные моральные вопросы в нашей тогдашней жизни.
Александр Борисович Чаковский был кандидатом в члены ЦК КПСС, членом ЦК КПСС, секретарём правления СП СССР, депутатом ВС СССР 7—9 созывов, председателем Советского комитета солидарности с народами Латинской Америки. Единственный пост, который он категорически отказался принять это председатель Антисионистского комитета советской общественности.
Удивительно, что при таких колоссальных нагрузках Александр Борисович Чаковский продолжал много и плодотворно писать.
К сожалению, времена изменились. В 1988 году у Чаковского фактически отобрали его детище – «Литературную газету», а потом сняли и со всех остальных постов
Александр Борисович Чаковский скончался 17 февраля 1994 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.
Тодоровский Пётр Ефимович (1925–2013)
Замечательный советский кинорежиссёр, кинооператор, сценарист, композитор. Народный артист РСФСР. Участник Великой Отечественной войны.
Родился 99 лет назад 26 августа 1925 года, в городе Бобринец Украинской ССР. В начале Великой Отечественной войны эвакуировался с семьёй в Саратовскую область.
В 1943 году был призван в РККА и направлен в Саратовское военно-пехотное училище, окончив которое командовал минометным взводом, с которым дошёл до Берлина. Был несколько раз ранен и контужен.
После демобилизации приехал в Москву, где устроился на работу, получил среднее образование, а в 1949 году поступил во ВГИК на кинооператорское отделение. Учился у знаменитого довоенного оператора Б. И. Волчека, отца Галины Волчек.
После окончания Учебы получил распределение на Одесскую киностудию, где сначала работал оператором кинохроники, а затем стал снимать игровое кино.
Самые известные его операторские работы: "Весна на Заречной улице" (1956), "Два Фёдора" (1958), "Жажда" (1959).
В начале 60-х годов обратился к режиссуре, поставил 17 фильмов (почти все по своим сценариям), в том числе: "Верность" (1965), "Фокусник" (1967), "Последняя жертва" (1975), "Любимая женщина механика Гаврилова" (1981), "Военно-полевой роман" (1983), "По главной улице с оркестром" (1986), "Интердевочка" (1989), "Анкор, ещё анкор!" (1992), "Какая чудная игра" (1995), "В созвездии быка" (2003).
Фильм "Военно-полевой роман" с Инной Чуриковой и Николаем Бурляевым в главных ролях
стал лауреатом Берлинского кинофестиваля и был номинирован на Оскар, как лучший иностранный фильм 1985 года.
Пётр Ефимович великолепно играл на гитаре, был автором музыки и песен к ряду фильмов, в том числе и некоторых своих.
Был дружен с Владимиром Высоцким и несколько раз помогал ему записывать песни в студии, создавая всякого рода «красивости» на своей семиструнной гитаре.
В последние годы Пётр Ефимович тесно сотрудничал с Гариком Сукачёвым и его музыкантами из группы «Неприкасаемые».
Петр Ефимович отец известного кинорежиссёра Валерия Тодоровского, который в сериале «Оттепель» посвященном кинематографистам 60-х годов сделал его одним из героев фильма.
Скончался П. Е. Тодоровский 24 мая 2013 года, похоронен на 10 участке Новодевичьего кладбища.
Попенченко Валерий Владимирович (1937–1975)
Легендарный советский боксёр. Чемпион Олимпийских игр 1964 года в Токио, двукратный чемпион Европы, шестикратный чемпион СССР. Заслуженный мастер спорта СССР. Обладатель почетного звания «Выдающийся боксёр СССР» которое присваивалось Федерацией бокса Советского Союза, за особо выдающиеся заслуги.
Единственный советский боксёр — обладатель Кубка Вэла Баркера вручаемого самому техничному боксеру Олимпийского турнира.
Родился 26 августа 1936 года в Кунцево бывшего тогда пригородом Москвы в семье военного лётчика. После гибели отца в 1944 году стал воспитанником Ташкентского Суворовского училища, где всерьез увлекся боксом.
1955 год стал весьма богат на события в жизни молодого спортсмена. Во-первых, он стал победителем чемпионата СССР среди юношей, во-вторых, окончил училище с золотой медалью, в-третьих, поступил в Ленинградское высшее пограничное военно-морское училище и наконец, в-четвертых, начал тренироваться в спортивном обществе «Динамо» у выдающегося тренера Григория Кусикьянца.
В 1960 году Валерий Попенченко завоевал титул чемпиона СССР во 2-м среднем весе и в дальнейшем успешно защищал его пять раз. В 1963 году победил на первенстве Европы, проходившем в Москве.
На Олимпийских играх 1964 года в Токио достаточно легко дошёл до финала, дважды победив досрочно, за явным преимуществом.
В финале его соперником стал 5-кратный чемпион ФРГ Эмиль Шульц, которого Попенченко отправил в нокаут в первом раунде.
Начиная с 1936 года, на каждой Олимпиаде самый техничный боксёр награждается Кубком Вэла Баркера, в Токио его обладателем стал Валерий Попенченко. На Родине его встречали, как героя
В 1965 году Валерий Владимирович Попенченко во второй раз становится чемпионом Европы и неожиданно для всех объявляет о своем уходе из большого спорта.
Причина такого решения стала известна только через много лет после того, как легендарный боксер ушёл из жизни.
Из рассекреченных документов стало известно, что кандидатура капитан-лейтенанта морских частей КГБ СССР В. В. Попенченко рассматривалась в качестве кандидата на зачисление в отряд космонавтов.
К сожалению он был забракован мандатной комиссией. Причиной стали межведомственные разногласия. Не секрет что отбор в отряд военных производился исключительно из офицеров ВВС, а Попенченко был офицером морских частей погранвойск КГБ.
С 1966 года Валерий Попенченко жил в Москве. До 1970 года работал в аппарате ЦК ВЛКСМ. В 1968 году защитил диссертацию на соискание научной степени кандидата технических наук.
Нужно сказать, что в отличие от большинства спортсменов Валерий Владимирович, был высокоинтеллектуальным человеком. Он писал стихи, в совершенстве владел английским языком и был очень сильным шахматистом.
С 1970 года работал в МВТУ имени Баумана на должности заведующего кафедрой физического воспитания.
15 февраля 1975 года Валерий Владимирович Попенченко погиб в результате несчастного случая.
Быстро перемещаясь по лестнице, строившегося тогда здания нового корпуса МВТУ он споткнулся и упал в лестничный пролет, не имевший ограждения.
Похоронили прославленного спортсмена на 29-м участке Введенского кладбища.
Не знаю на сколько это соответствует истине, но говорят, что могила на Введенском кладбище, в которой он упокоился, первоначально предназначалась для Василия Макаровича Шукшина скончавшегося в октябре 1974 года. Вроде бы первоначально писателя хотели похоронить здесь и только в день прощанья пришло распоряжение от Брежнева выделить место на Новодевичьем. Приготовленная заранее могила несколько месяцев стояла пустой, дожидаясь «достойного кандидата». Так это или нет никто конечно не знает, но историю эту обязательно рассказывают экскурсоводы.
Арлазоров Ян Майорович (1947–2009)
Актер театра, кино и эстрады, радиоведущий. Заслуженный артист Российской Федерации.
Родился в Москве 26 августа 1947 года. Театром увлекся еще в школе. Окончил театральное училище имени Щукина. Служил в Центральном детском театре и в театре Моссовета, изредка снимался в кино.
Настоящая слава пришла к нему на рубеже 80-х-90-х годов прошлого века, когда он стал участником телевизионной передачи «Аншлаг». Арлазоров проявил себя, как мастер импровизации, вступающий в диалог со зрительным залом. Его фраза: «Мужик, ты сам-то понял, что сказал?» стала крылатой.
В 90-е годы полностью переключился на эстрадные выступления. Так же работал ведущим на «Авторадио» где вел передачу «Народная скорая помощь».
В 2007 году у Яна Арлазорова было диагностировано тяжелое онкологическое заболевание. Курс лечения, пройденный в Германии лишь не надолго замедлил болезнь, но в итоге веселый артист скончался 7 марта 2009 года.
Похоронен на Востряковском кладбище.
Кальянов Александр Иванович (1947–2020)
Известный советский и российский звукорежиссёр, певец, композитор, аранжировщик, продюсер.
Родился 26 августа 1947 года в городе Унеча Брянской области. С детства увлекался радиотехникой и игрой на гитаре.
После школы поступил в Таганрогский радиотехнический институт, а за тем работал на Брянском заводе полупроводниковых приборов инженером.
Через несколько лет переехал в Казань где устроился на работу звукорежиссёром в местный Дворец спорта. Благодаря тому что во дворце проходило множество концертов известных гастролеров обзавелся широким кругом знакомств в мире шоу – бизнеса. Там же произошло его знакомство с Аллой Пугачевой, которая предложила ему перебраться в Москву и стать её штатным звукорежиссером.
В 1984 году на репетиционной базе А. Пугачёвой в СКК «Олимпийский» Кальянов организовал одну из первых частных студий звукозаписи в Москве «Тон-сервис». Наверное, он был настоящим профессионалом, потому что вскоре от желающих записаться у него звезд буквально не стало отбоя. В 1988 году по настоянию Пугачевой Кальянов впервые выступил на телевидение с песней «Старое кафе» и мгновенно стал звездой. Песни в исполнении Кальянова звучали буквально из каждого окна, и он мгновенно стал знаменит.
В дальнейшем много гастролировал, причем не только в нашей стране, но и в местах массового проживания русских эмигрантов.
С 1986 по 2005 год вышло десять альбомов А. Кальянова, причем распространялись они главным образом пиратским способом.
Практически до конца жизни Александр Иванович оставался одним из самых популярных исполнителей в жанре «русский шансон».
Последние годы Александр Кальянов испытывал серьезные проблемы со здоровьем.
Скончался 2 октября 2020 года в Испании. Тело было доставлено в Москву и после отпевания и прощания кремировано. Урна с прахом захоронена в колумбарии Востряковского кладбища.
На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. Спасибо всем, кто читает мои публикации и особенно тем, кто пишет свои отзывы.
Возможно, вам будет интересен и другой мой проект: