Найти тему
Анатолий Цыганков

Были ваши станут наши. Ничего подобного

Финансово грамотных детей уже трудно обмануть.

В Москве в рамках форума-фестиваля «Территория будущего. Москва 2030» проходит Неделя финансовой грамотности. Самые разные мероприятия в течение этих семи дней можно посетить. Суть у всех одна: специалисты, работающие в финансовой сфере, рассказывают о том, как можно увеличить семейный бюджет, и, что ещё, пожалуй, актуальнее сейчас, как не потерять деньги, поддавшись на уловки финансовых мошенников, которых пруд пруди. Именно на эту тему выступал эксперт-волонтёр Ассоциации развития финансовой грамотности Павел Никитин. Тема его лекции называлась «Мошенники в цифровой среде: знай и защищайся». Разговор изначально планировался с детьми и подростками, но когда я вошёл в аудиторию (лекция проводилась в одном из зданий московского парка «Зарядье»), то был несколько обескуражен: из двадцати юных участников, пришедших на лекцию, хорошо, если человека три-четыре можно было отнести к возрастной группе - подростки. Остальные (по внешнему их виду) точно, ещё ходили в начальную школу. Собственно, так оно и вышло, это прояснилось после того как Павел Никитин начал знакомиться с ребятишками.

Я про себя подумал в тот момент, как с такими маленькими слушателями будет проводить занятие банковский сотрудник П. Никитин? Очень уж специфическая аудитория, точно мало имеющая отношение к распоряжению личными деньгами. Трудненько придётся лектору, подумалось мне. А, забегая вперёд, скажу, что я сильно заблуждался. Можно даже сказать, что я был поражён осведомлённости учеников начальной школы в вопросах, касающихся тем финансового мошенничества. Между прочим, в разговоре практически не участвовали как раз школьники подросткового возраста, как бы снисходительно наблюдая за происходящим, а те что помладше, те, напротив, тянули руки, когда Павел Никитин задавал вопросы, обращаясь к мальчикам и девочкам. Все они хотели отвечать или что-нибудь рассказать из своей личной жизни, точнее из жизни своих мам и пап, некоторые из которых попадались когда-то на удочку к мошенникам.

Павел Никитин
Павел Никитин

Диалоги были содержательными. Скажем, Павел Никитин, рассказав о чрезмерной доверчивости людей, поддающихся убеждению и перечисляющих свои деньги на некие «безопасные счета», предлагаемые мошенники (и теряют в результате чего деньги), спрашивает внимающих ему: чем они такую беспечность взрослых людей объясняют? Вверх тянутся руки. Мальчик рассуждает, что мошенники обманывают прежде всего пожилых людей (дедушек и бабушек), которые плохо знакомы с современными информационными технологиями и слишком доверчивы. Рядом с ним сидящая девочка торопится со своим предположением, мол, пожилые люди поддаются внушению, потому что их анонимные телефонные собеседники представляются полицейскими, банковскими служащими, а взрослые люди с уважением относятся к должностным лицам. Ответы сыплются. Когда наступает пауза Павел Никитин, похвалив своих слушателей, подводит итог, называя возможные причины, приводящие к потере денег (всегда по доброй воле самих граждан), призывая запомнить им сказанное и бдительно себя вести, когда незнакомый человек им звонит.

- Что в таких случаях сразу надо делать, - спрашивает он.

- К маме или папе идти, – раздаётся в ответ.

Он хвалит за разумное решение и рассказывает историю из жизни своей семьи, а у него самого двое детей, точно такого же возраста, как и у тех, что в зале сидят (11 и 13 лет). Он уверен, что из его детей никто не станет втягиваться в диалоги с неизвестными людьми, потому как он не единожды с ними эти угрозы обсуждал.

- А какие суммы денег мошенники выманивали у людей, которые в ваш банк обращались с просьбой помочь им вернуть деньги?

- Я лично сталкивался с историей, когда человек, поддавшись на вредные рекомендации, в итоге 16 миллионов рублей потерял. А вот возвращать в таких случаях добровольно отданные мошенникам деньги, бывает крайне сложно. Так что лучше сразу прекращать телефонное общение с неизвестными, если разговор на денежные темы заходит.

В зале одобрительный гул. Все согласны с этим.

-3

Павел Никитин, расширяя тему, уточняет, что финансовые мошенники постоянно разнообразят арсенал преступных приёмов, и чтобы завладеть чужими деньгами, усыпляя бдительность своих жертв, уже не просят персональные данные, как то прежде практиковалось, а напугав собеседников тем, что у тех прямо сейчас деньги с банковской карты неизвестные лица снимают, и потому нужно срочно спасать деньги, затем просят ответить на их письменный запрос, который требует переслать им код подтверждения. И наивный человек сам передаёт кодовую информацию мошенникам, которые затем оперативно проникают на личные страницы своей жертвы, например, на портале «Госуслуги», и похищают деньги.

«Какой вывод отсюда следует?» – спрашивает П. Никитин школьников, и те наперегонки друг перед другом отвечают ему: никому никакой информации не пересылать, в телефонные разговоры на финансовые темы с незнакомцами, кем бы они не представлялись, не вступать, а сразу сообщить о произошедшем родителям.

Павел втолковывает, что чаще всего люди сами виноваты в потере своих денег, оказываясь необъяснимо доверчивыми с финансовыми мошенниками. И встречно опять звучат истории из уст детей, когда их родители попадали в мошеннические ловушки. Подумалось, может потому и привели они своих детей на обучающие занятия к Павлу Никитину?

Интересен был эпизод лекции, когда участники занятия выясняли каналы попадания к мошенникам персональных данных граждан. Как они узнают наши фамилии, имена, отчества, года рождения, места жительства и прочие сведения личного характера? Первый ответ школьников: люди сами охотно и много рассказывают о себе в социальных сетях. Изучи их и многое узнаешь о человеке. Второе о чём вспомнили – это при покупках товаров и услуг в интернет-магазинах мы свои данные сообщаем продавцам (таковы правила продаж и оказания услуг) и если мошенникам удаётся проникать в такие базы данных, то клиентам и покупателям не позавидуешь. И совсем уж неожиданный ответ прозвучал, мол, в банке работает сообщник мошенников, который, пользуясь своим служебным положением, собирает и передаёт данные своим подельникам (такого термина дети не употребляли, это я так пишу, такого банковского сотрудника они назвали предателем). П. Никитин, сам профессиональный банкир, шестнадцать лет трудится в этой сфере, было заметно напрягся несколько после прозвучавшего допущения, и предпочёл такую возможность деликатно обойти, не стал ничего комментировать. Оно и правильно.

-4

Многие темы, которые и не каждому взрослому человеку понятны, детьми щёлкались как орехи. Они довольно быстро разобрались в вопросе, что такое «фишинг» и чем он опасен для граждан. Это когда интернет-мошенники от имени популярных брендов присылают гражданам письма, предлагая дешёвые товары (будто бы акция по распродаже идёт) и предлагают перейти на сайт, чтобы приобрести товар. А сайты на самом деле поддельные и если человек этого не поймёт и «купит» товар, сообщив при этом данные своей карты, логины и пароли, которые он использует для доступа к фальшивому сайту, то очень скоро может обнаружить, что не только желаемого ему товара не получит, но и деньги с его карты мошенники украдут.

- А как вести себя в случае, если вы чью-то банковскую карту нашли на улице? – обращается Никитин к ребятам.

- Надо вернуть её владельцу, - звучит в ответ.

- Но мы же его не знаем, - усложняет задачу ведущий.

В конце концов сообща вышли на правильный ответ, что ни в коем случае чужой картой нельзя пользоваться, надо сразу нести её в полицию (родители это сделают). Потому что если ею воспользоваться, то нашедший сам превращается в преступника.

-5

И так целый час. Вопрос – на него встречная стихия пытливых ответов. А совместный детальный разбор обсуждаемых сюжетов, даёт правильную тактику финансового поведения. И для участников разговора обсуждение не носит теоретического характера, как кто-то может показаться. Представьте, для них это практические знания, потому как большинство из школьников начальных классов уже имеют банковские мобильные приложения и сами распоряжаются деньгами, которые им родители выдают.

После занятия кто-то ещё задерживается, обращаясь к Павлу Никитину с новыми вопросами: а что делать вот в такой ситуации, а как выбраться из такой вот истории? Никитин внимателен и доброжелателен, старается на все вопросы отвечать.

А что осталось не в полной мере обсужденным? Ребят увлекла тема дипфейков, это когда виртуальные образы близких тебе людей, их голоса не отличишь от реальных. И как тут не попасться на удочку мошенников. Это действительно твои мама и папа звонят, а ты их видишь и слышишь, или под масками «родителей» прячутся финансовые мошенники? Но ответ тут, похоже, стандартным будет, если возникают сомнения, например, просьба странная звучит, клади трубку и перезванивай родителям.

-6

Учиться полезно. Особенно если учителя из Ассоциации развития финансовой грамотности. К слову, Павел Никитин уже два года в роли волонтёра выступает и ему эта общественная работа нравится. И вы тоже можете присоединяться.

Анатолий Цыганков