Аэрофлот собирается обменять 6 самолетов Airbus A350 на 18 Boeing B737−800. Идея — в стадии реализации.
- Эта мысль возникла в авиакомпании в связи с тем, что Airbus A350 — дальнемагистральные самолеты, и их используют крайне редко. Поэтому в «Аэрофлоте» подумали и решили, что широкофюзеляжные лайнеры лучше поменять на куда более востребованные в наших реалиях узкофюзеляжные небольшие самолеты.
В этом есть своя логика. В связи с санкциями количество дальних воздушных маршрутов резко сократилось, широкофюзеляжные лайнеры в России сейчас практически не востребованы, чего не скажешь об узкофюзеляжных самолетах.
Пополнение парка почти двумя десятками Boeing B737 актуально ещё и потому, что российский аналог — МС-21 — выйдет в серию только в 2026 году.
План «Аэрофлота» — не просто в приземлении самолётов, а в их обмене на более актуальные лайнеры. «Аэрофлот» уже ведет переговоры. Получилось не сразу.
Сначала Аэрофлот обратился к ОАЭ, предлагая обменять Airbus A350 на Boeing 777−300ER. Однако национальный перевозчик ОАЭ Emirates отказался от этой идеи. Тогда Аэрофлот начал переговоры с неназванной китайской авиакомпанией, и в этих переговорах был достигнут прогресс: в обмен на шесть Airbus A350 России были предложены 18 Boeing B737−800.
Правда, сразу возникает ряд вопросов: а реально ли именно обменять Airbus A350 в условиях санкций?
- «Я не совсем понимаю, что такое обмен самолетов. Самолеты можно продать. Но даже если подобное допустить, это нереально, потому что „Аэрофлот“ находится под санкциями.
- Чтобы ввести зарубежные самолеты в Россию, их надо снять с учета в другой стране. Но вообще наши самолеты на Западе — вне закона. Я уже не говорю о платежах, потому что они сейчас просто не проходят», — заявил «СП» главный редактор портала AVIA.RU Роман Гусаров.
- — Airbus A350 были приобретены в конце 2021 года, это последняя модель, которая считается очень перспективной, на этих лайнерах можно летать за границу, но их дальность полетов никому в стране оказалась не нужна. Дальние полеты за границу сейчас тоже большая редкость", — пояснил «СП» руководитель сервиса безопасности полетов Run Avia Андрей Патраков.
«СП»: Получается, «Аэрофлот» разработал хитроумный план, в результате которого обмен все же стать реальностью. Как это удастся российским авиаторам? И насколько такой обмен будет легальным?
- — И теоретически, и практически это сделать совсем нетрудно. Так, одна африканская авиакомпания пригнала в Белоруссию «Эрбас». Сделка может быть проведена, но она будет не совсем легальной, скажем так. К этому вынудили санкции. Продать самолет намного сложнее, чем его обменять в наших нынешних условиях.
- Но через третьи страны, в основном африканские, обмен произвести, как оказалось, вполне реально. Если продавать самолет — неизбежно попадешь под санкции.
- А через Африку, по «серой схеме», как выяснилось, все вполне возможно. Эти небольшие «Боинги» вроде бы уже получены, но, конечно, не обошлось без накрутки цен.
«СП»: То есть авиакомпании начали действовать на свой страх и риск, не полагаясь на государство?
- — Все это действительно говорит о том, что авиакомпании уже ничего не ждут ни от Минпромторга, ни от государства, и начинают действовать на свой страх и риск.
- Но вообще это интересная практика — меняться самолетами. Проще конечно продать одни и купить другие, но этому помешают санкции. Зато они не помешают обмену. Поэтому почему бы и нет?