Это моё первое знакомство с детективами Агаты Кристи в книжном виде. Видела современные экранизации про Эркюля Пуаро, несколько серий сериала с Дэвидом Суше. И вот я добралась до романа 1939 года, который, по словам самой создательницы, было писать нелегко.
Сюжет: "Десять негритят" - детская песенка-считалка, которая встречается повсюду в странном доме на Негритянском острове. Странном острове, на который попали десять несвязанных друг с другом людей. И они друг за другом умирают.
Персонажей представлено много, но быстро понимаешь, кто есть кто - правда, первое время я путалась в многочисленных мужчинах книги. Хотя, учитывая, как быстро все вокруг мрут, то, как они запоминаются, впечатляет - меньше, чем за 300 страниц нас знакомят со столькими героями, и каждый из них хоть чем-то и запоминается - своими мыслями, прошлым, рассуждениями.
Но вот моя личная боль: я знала, кто в этой книге убийца. Но, к счастью, забыла по какой причине убийца вообще действовал(а), а потому вопросы только и возникали: А как это проворачивалось? А как кто умирал? Кто приблизится к разгадке? И всё же, надурить у Кристи меня вышло - я попалась "на крючок", когда поверила ей, и подумала, что мне неправильно проспойлерили. Это было даже приятно.
Как бы то ни было, учитывая, что я знала, кто главный гад изначально, я легко могла проследить, как он(а) сам(а) всех ведет к нужной ему/ей мысли и как будто немного себя, как преступника, подставляет. Во время преступлений, я искала улики, анализировала предметы в обстановке - в общем, пыталась анализировать улики. И всё равно, у меня ничего не вышло.
В самом конце нас ждут рассуждения преступника - они очень интересны, и скорее дают повод задумать о чём-то, вроде: "Тварь ли я дрожащая или право имею?". Обычно Пуаро всё раскидывает по местам, а тут раскидывал сам преступник в конце, потому что больше некому. Интересно, что некие герои изначально считали, что именно ОН(А) - главный злодей, и именно по тем причинам, по которым ОН(А) решил(а) сыграть в эту игру.
Миссис Кристи пишет очень интересно - опять же, я знала концовку, но оторваться от чтива я не могла. Да и сама по себе, книга читается быстро - так что да, моё первое знакомство с детективом, в принципе, прошло просто прекрасно.
Советский сериал 1987 года
Двухсерийный сериал смотрится быстро, создатели идут чётко по сюжету книги, почти не отходя от оригинала. Актёры - действительно хорошие, сюжет двигается стремительно, да ещё и сам остров выглядит потрясающе с домом-замком на вершине. В общем, чтобы просто ознакомится с первоисточником - проект подходит, всего два часа, и вы знаете, кто там всех убивает. Правда, актёра, который играет главного злодея, довольно, часто показывают одного в кадре - странное решение, ибо это становится откровенным намёком, который несложно читается.
Очень странная отсебятина в отношениях Клейторн и Ломбарда - я тоже чувствовала между ними подобное напряжение, но что-то как-то это странно.