Вырица - большой поселок, размером с целый город. Расположение Вырицы очень удачное: на крутой излучине Оредежа, возле его живописных разливов и красно-песчаных берегов. Место это было обжитое с древности: вокруг много курганов, да и само название старинное: оно происходит от Финно-угорского "выру", что означает "круг", "кольцо", "круговорот". В петровские времена на излучине Оредежа находились укрепления, прикрывавшие подступы к Петербургу с юга. Впоследствии военные объекты были заброшены, а окрестные деревни разрослись, слившись в начале XX века в одно большое селение.
Вырица живописна, ее воздух свеж, сосновый лес и берега Оредежа окружают ее. Но более нет в Вырице ничего примечательного..... Не было бы, если бы не святой, именем которого Вырица прославлена на века.
Преподобный Серафим Вырицкий. В миру Василий Николаевич Муравьев.
Родился 31 марта 1866 года Вахромеево Арефинской волости Рыбинского уезда Ярославской губернии. в 10 лет осиротел и, как многие ярославцы, отправился в Петербург зарабатывать кусок хлеба. Трудовой путь его был тяжел - вспомним человеческого Ваньку Жукова..... рассыльный, подручный приказчика, приказчик в лавке.... В 1890 году женился. в 1892 году открыл свое собственное дело (торговлю мехами), записавшись купцом 2-й гильдии. Предприятие Муравьева стало успешным. в 1897 году закончил высшие коммерческие курсы.
За строчками биографии - огромная работа, путь становления личности. Чего стоило мальчику из деревни вырасти к 30-ти годам до преуспевающего предпринимателя, да еще получить высшее образование? Трудно даже представить. Следующие 20 лет не внесли в его жизнь ничего принципиально нового - кроме внутреннего созревания, конечно. Плоды этого духовного роста стали явными после революции. Не дожидаясь экспроприации своих капиталов и не пытаясь сохранить их или перевести заграницу, Василий Муравьев жертвует все имеющиеся у него средства монастырям, гонимым новой властью. а в 1920 году, в разгар антицерковных репрессий, он сам и его жена, одновременно уходят в монастыри: он в Александро-Невскую лавру, она в Воскресенский Новодевичий монастырь. Василий Муравьев становится иноком Варнавой. В 1926 году принимает схиму с именем Серафим.
в 1920-х годах Александро-Невская лавра еще жила в условиях гонений, но ее закрытие было только вопросом времени. В 1930 году Серафим по благословению митрополита Серафима (Чичагова, впоследствии расстрелянного) переехал на жительство в Вырицу. Через два года все монахи Александро-Невской лавры были арестованы, все монастыри и почти все храмы в Ленинграде и Ленинградской области закрыты.
Старец Серафим остался на свободе. К нему стали приходить - и явно и тайком - люди, ищущие духовной помощи. А он сам считал себя грешником, всегда просил приходящих молиться о спасении его души. Никогда ни на что не жаловался, несмотря на тяжкую болезнь ног, от которой очень страдал в последние два десятилетия жизни. Никогда не отказывал в беседе тем, кто приходил к нему. и принимал - и во времена все усиливающихся сталинских гонений на Церковь, и во время немецкой оккупации, и после войны, когда дни его были уже сочтены, а сил почти не осталось..... Умер старец 3 апреля 1949 года.
Жизнь старца Серафима в Вырице была каждодневно связана с церковью Иконы Богоматери Казанской. Здесь он сослужил, здесь причащался, здесь его отпевали, здесь, рядом с церковью он похоронен.
Могила преподобного Серафима стала местом паломничества православных.
в 2000 году старец Серафим был соборно канонизирован Русской Православной Церковью. Над могилой Святого выстроена часовня.