«Усталой мудростью» называл творчество Константина Сомова Сергей Дягилев. Наверное, это особо применимо к его портретам. Живет в них что-то неуловимое, трудно поддающееся названию. Утонченность , одухотворенность , изящество. Не люди, а - мечты. И вместе с тем они абсолютно реальны. Таков и этюд портрета Рахманинова, который находится в Русском музее. Сам Сомов написал об этой своей работе: «Вышел он у меня грустным демоном - сходство внешнее не разительно, но все говорят, что я изобразил его душу.» Композитор покинул родину сразу после революции, в ноябре 1917 года. С разрешения Советского правительства вместе со своей семьей он выехал сначала в Швецию, затем в Данию и в ноябре 1918 года — в Америку. Здесь началась многолетняя концертная деятельность Рахманинова-пианиста, принесшая ему ошеломляющий успех.
Однако, жил он в эмиграции очень замкнуто, ограничив круг друзей выходцами из России. Исключение было сделано лишь для семейства Ф. Стейнвея — главы американской фортепианной фирмы,