Найти тему

Портреты Рахманинова. Константин Сомов.

«Усталой мудростью» называл творчество Константина Сомова Сергей Дягилев. Наверное, это особо применимо к его портретам. Живет в них что-то неуловимое, трудно поддающееся названию. Утонченность , одухотворенность , изящество. Не люди, а - мечты. И вместе с тем они абсолютно реальны. Таков и этюд портрета Рахманинова, который находится в Русском музее. Сам Сомов написал об этой своей работе: «Вышел он у меня грустным демоном - сходство внешнее не разительно, но все говорят, что я изобразил его душу.»


Рахманинов в эмиграции.

Композитор покинул родину сразу после революции, в ноябре 1917 года. С разрешения Советского правительства вместе со своей семьей он выехал сначала в Швецию, затем в Данию и в ноябре 1918 года — в Америку. Здесь началась многолетняя концертная деятельность Рахманинова-пианиста, принесшая ему ошеломляющий успех.

Однако, жил он в эмиграции очень замкнуто, ограничив круг друзей выходцами из России. Исключение было сделано лишь для семейства Ф. Стейнвея — главы американской фортепианной фирмы, с которым Рахманинова связывали дружеские отношения.

История создания портрета.

Портрет С. В. Рахманинова обязан своим появлением соревнованию, между художниками Б. М. Кустодиевым и К. А. Сомовым, принадлежавших к объединению «Мир искусства». Художники писали друг для друга произведения на условленные темы и обменивались ими.

Обсуждая заказ на портрет с Рахманиновым и его семьёй, решили сделать его на фоне русской весны с цветущими вишнями, лучами солнца и радугой. Русская весна, навеянная его музыки «Весна». Речь здесь идёт о кантате на стихотворение Н. А. Некрасова «Зелёный шум» для баритона, смешанного хора и оркестра, ор. 20. Композитор написал «Весну» в 1902 году; она стала популярной, и Рахманинов часто включал эту кантату в программу своих концертов.

Фирма «Стейнвей и сыновья» планировала использовать портрет Рахманинова, написанный Сомовым, для репродуцирования на рекламных плакатах, афишах концертов, конвертов грампластинок.

Работа над портретом началась в 1925 году после переезда Сомова во Францию. Сомов тяжело работал над портретом. Этюд был исполнен в шато Корбевиль в Орсе под Парижем, где Рахманинов проводил лето с семьей.

Сомов изображает композитора на фоне густой темной листвы, сквозь которую робко пробиваются солнечные лучи, бросающие отсвет на зеленовато-желтую одежду и смуглое от средиземноморского загара лицо. Рахманинов запечатлен в момент глубокой сосредоточенности — глубокий взгляд и внутренняя напряженность в жесте руки с крепко сжатыми пальцами. Художник стремился дать сконцентрированную, предельно емкую характеристику духовного облика человека при полной внешней его неподвижности.

«Тема фона дана была мне вольной и я её выработал с Сергеем Васильевичем Рахманиновым. Пейзаж с цветущими фруктовыми деревьями, прошедшая гроза (конечно, две радуги, уж без этого мне нельзя), молодые берёзы, прудик, освещённый солнцем, ярко-зеленая трава»

«Портрет композитора С. В. Рахманинова», Константин Андреевич Сомов 
1925 г. Картон, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
«Портрет композитора С. В. Рахманинова», Константин Андреевич Сомов 1925 г. Картон, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В 1964 году супруги Михаил и Софья Брайкевич подарили Русскому музею этюд к портрету С. В. Рахманинова, исполненный Константином Сомовым в первые годы эмиграции в Америку.

#рахманинов #музыка #искусство #живопись

Подписывайтесь на меня в соц.сетях:

ВК -
https://vk.com/innazb
Телеграм -
https://t.me/inna_zabruskova
Дзен -
https://dzen.ru/innazb
Инстаграм - @inna.zb