«Усталой мудростью» называл творчество Константина Сомова Сергей Дягилев. Наверное, это особо применимо к его портретам. Живет в них что-то неуловимое, трудно поддающееся названию. Утонченность , одухотворенность , изящество. Не люди, а - мечты. И вместе с тем они абсолютно реальны. Таков и этюд портрета Рахманинова, который находится в Русском музее. Сам Сомов написал об этой своей работе: «Вышел он у меня грустным демоном - сходство внешнее не разительно, но все говорят, что я изобразил его душу.»
Рахманинов в эмиграции.
Композитор покинул родину сразу после революции, в ноябре 1917 года. С разрешения Советского правительства вместе со своей семьей он выехал сначала в Швецию, затем в Данию и в ноябре 1918 года — в Америку. Здесь началась многолетняя концертная деятельность Рахманинова-пианиста, принесшая ему ошеломляющий успех.
Однако, жил он в эмиграции очень замкнуто, ограничив круг друзей выходцами из России. Исключение было сделано лишь для семейства Ф. Стейнвея — главы американской фортепианной фирмы, с которым Рахманинова связывали дружеские отношения.
История создания портрета.
Портрет С. В. Рахманинова обязан своим появлением соревнованию, между художниками Б. М. Кустодиевым и К. А. Сомовым, принадлежавших к объединению «Мир искусства». Художники писали друг для друга произведения на условленные темы и обменивались ими.
Обсуждая заказ на портрет с Рахманиновым и его семьёй, решили сделать его на фоне русской весны с цветущими вишнями, лучами солнца и радугой. Русская весна, навеянная его музыки «Весна». Речь здесь идёт о кантате на стихотворение Н. А. Некрасова «Зелёный шум» для баритона, смешанного хора и оркестра, ор. 20. Композитор написал «Весну» в 1902 году; она стала популярной, и Рахманинов часто включал эту кантату в программу своих концертов.
Фирма «Стейнвей и сыновья» планировала использовать портрет Рахманинова, написанный Сомовым, для репродуцирования на рекламных плакатах, афишах концертов, конвертов грампластинок.
Работа над портретом началась в 1925 году после переезда Сомова во Францию. Сомов тяжело работал над портретом. Этюд был исполнен в шато Корбевиль в Орсе под Парижем, где Рахманинов проводил лето с семьей.
Сомов изображает композитора на фоне густой темной листвы, сквозь которую робко пробиваются солнечные лучи, бросающие отсвет на зеленовато-желтую одежду и смуглое от средиземноморского загара лицо. Рахманинов запечатлен в момент глубокой сосредоточенности — глубокий взгляд и внутренняя напряженность в жесте руки с крепко сжатыми пальцами. Художник стремился дать сконцентрированную, предельно емкую характеристику духовного облика человека при полной внешней его неподвижности.
«Тема фона дана была мне вольной и я её выработал с Сергеем Васильевичем Рахманиновым. Пейзаж с цветущими фруктовыми деревьями, прошедшая гроза (конечно, две радуги, уж без этого мне нельзя), молодые берёзы, прудик, освещённый солнцем, ярко-зеленая трава»
В 1964 году супруги Михаил и Софья Брайкевич подарили Русскому музею этюд к портрету С. В. Рахманинова, исполненный Константином Сомовым в первые годы эмиграции в Америку.
#рахманинов #музыка #искусство #живопись
Подписывайтесь на меня в соц.сетях:
ВК - https://vk.com/innazb
Телеграм - https://t.me/inna_zabruskova
Дзен - https://dzen.ru/innazb
Инстаграм - @inna.zb