ОБУЧЕНИЕ – это довольно обширное направление, состоящее из множества разделов.
В течении нескольких статей, мы обсудим только одну часть, а именно: обучение практическому навыку на рабочем месте. Именно это подразумевается в методике TWI под словосочетанием "производственный инструктаж".
Обеспечение корректного выполнения КАЖДЫМ сотрудником КАЖДОГО вида работы в масштабах всего предприятия означает, что отгрузка заказчику будет произведена качественно и в срок.
Как мы добиваемся того, чтобы сотрудник А – новый или опытный – выполнял работу А?
РАССКАЗ о том, как делать какую-либо работу, может стать отличным инструментом инструктирования, если делать это правильно. Однако, этот метод, при использовании в одиночку, имеет ограничения и может повлечь множество печальных последствий.
- Большинство людей просто «не улавливают», когда им рассказывают.
- Множество операций сложно описать словами.
- Иногда сложно подобрать точные слова применительно к конкретной операции.
- Вещи кажутся «сложными», когда их вам описывают словами.
- Сложно «рассказать» нужный объем информации и понять, когда нужно остановиться.
При этом большинство инструктажей в цехах происходит посредством рассказа. «Я тебе уже 5 раз сказал, как надо, а ты опять делаешь неправильно!», - знакомая фраза?
Но сколько из учеников действительно понимают то, что им рассказывают?
Этот вид инструктирования является реальной причиной некоторых проблем, которые мы разбирали в предыдущем уроке.
Правило наставника гласит: ЕСЛИ РАБОТНИК НЕ НАУЧИЛСЯ, ЗНАЧИТ ИНСТРУКТОР ЕГО НЕ НАУЧИЛ.
Не ученик глупый, а наставник его не научил.
ДЕМОНСТРАЦИЯ – еще один известный способ проведения инструктажа в цехе.
Этот метод отлично себя зарекомендовал при условии правильного использования. Однако у него тоже есть ограничения, и достаточно серьёзные.
- Часто ученик наблюдает за операцией в зеркальном отображении.
- Даже при наблюдении за процессом под правильным углом, многие из нас не могут его «уловить».
- Многие из нас просто «копируют движения»: это не значит, что мы понимаем.
- Многие движения сложно скопировать.
- «Хитрые приёмы», нюансы утрачиваются.
- Мы не знаем, на что конкретно обращать внимание.
В жизни такие случаи не редки. Люди считают, что достаточно один раз показать новичку, как выполняется работа, чтобы он справился со своими обязанностями: "Смотри, как я делаю и запоминай!".
Этот вид инструктирования также является реальной причиной некоторых проблем, которые мы рассмотрели на прошлом уроке.
Но мы помним, что ЕСЛИ РАБОТНИК НЕ НАУЧИЛСЯ, ЗНАЧИТ, ИНСТРУКТОР ЕГО НЕ НАУЧИЛ.
Какой же правильный способ инструктирования?
И рассказ, и демонстрация. Однако, и это может быть не на 100% эффективно.
Нужна правильная последовательность и нужно правильно расставлять акценты. Об этом в следующей статье.
Подробнее про внедрение TWI вот здесь