Практически всегда основной причиной сбоя электроснабжения у потребителей являются повреждения в сетях сетевой организации. Таким образом, казалось бы справедливо во всех ситуация предъявлять претензии только сетевикам. Но это не вполне так. Дело в том что по договору энергоснабжения ответственность перед потребителями за качество электроэнергии несет гарантирующий поставщик. Таким образом, гарантирующий поставщик наравне с сетевой организацией должен нести ответственность перед потребителем за соблюдение требований качества и надёжности энергоснабжения. К такому выводу пришел Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в своем Постановлении от 08.12.2023 по делу А78-6320/2022.
Суть спора в этом деле была следующей. Потребитель электрической энергии в УФАС с жалобой на гарантирующего поставщика и сетевую компанию о нарушении Правил недискриминационного доступа.
Причины обращения потребителя в УФАС связаны были в первую очередь с превышением количества часов отключений электрической энергии допустимых величин (72 часа в год).
УФАС определил, что квалифицировать действия гарантирующего поставщика как злоупотребление доминирующим положением невозможно, поскольку поставщик не является инициатором отключений. Отключения производились сетевой компанией для проведения ремонтных работ. Однако кассационная инстанция Арбитражного суда сделало вывод о том, что действующее законодательство и условия договора обязывает гарантирующего поставщика нести перед потребителем ответственность за качество поставленного энергоресурса, в том числе и за действия (бездействия) прочих лиц, задействованных в энергоснабжении.
Неисполнение сетевой компании обязательств по уведомлению потребителей о предстоящих отключениях не освобождает поставщика от ответственности за превышение допустимого действующим законодательством числа часов отключений электрической энергии (Определение Верховного Суда РФ от 02.09.2020 №303-ЭС20-6012 по делу А73-11156/2019).
Энергоэксперт Фирсов Александр
energoexpert@bk.ru