Мы хотим поделиться с вами мастер-классом от художника и графического дизайнера, члена Ассоциации художников-пленэристов, Татьяны Бруни в технике масляной пастели. А в конце статьи вы узнаете про конкурс - не пропустите.
Почему масляная пастель?
В отличие от сухой, масляная пастель более пластична, даёт больше возможностей для применения различных техник. Ею можно быстро задать цветовую гамму, заложить большие тональные пятна. На пленэре можно не бояться: пастель не размокнет и не испортится от дождя. А процарапывание и смешанная техника с применением акрила - дадут огромное поле для творческих экспериментов.
Ограничение палитры
Заросли цветущего тамариска будут мотивом для сегодняшнего рисунка. Фото, сделанное наспех в первый день пребывания в Дагестане, ничуть не передаёт то зефирное великолепие, которое так ярко врезалось в память оттенками розового и персикового. Тамариск — верный спутник пустынных песков — так органично выстраивал передний план у подножия величественного бархана Сарыкум, так сладко заволакивал взор, что хотелось немедленно расчехлить краски и наброситься живописью на экзотический пейзаж. Но в тот день было не до красок. Вот теперь, оживляя в памяти тот импульс, возьмусь за масляную пастель — она так близка масляным краскам!
А пока я сознательно ограничиваю палитру, выбрав три мелка. Для настроя вспоминаю выписанную когда-то фразу Станиславского. И, хоть, он имел ввиду театр, я переношу его учение в плоскость изобразительного искусства: «Нужно изображать не саму жизнь, как она в действительности протекает, но так, как мы её смутно ощущаем в грёзах, в видениях, в моменты возвышенных подъёмов».
1. Тайна, нащупывание
Работаю на обычной бумаге для принтера.
Нужно начать с тайны, с постепенного проступания — как это делал проявитель с фотографиями в моём детстве. Я действую без карандашного наброска, сразу самым светлым мелком. Предпочитаю работать пятнами — так легче заполнить пространство листа. Рисую без нажима, нащупываю силуэты. На этом этапе легко подвинуть, переменить пропорции. Намечаю дорожку, ведущую вглубь, потому что реальная дорога на фото совершенно не устраивает меня. Объекты на фото — подобны полосам триколорного флага. И взгляд зрителя мечется по краям, не обнаруживая композиционного центра. Сплошные заросли тамариска ещё больше сбивают с толку. Поэтому я сознательно сделаю разрыв меж кустами, выделив главную группу слева. Так же вольно я поступлю с силуэтом бархана.
2. Избавление от белой бумаги
Белая бумага очень мешает своей предельной яркостью: ничто в пейзаже не равнозначно этому звенящему белому. Поэтому, каплей обычного разбавителя для масляных красок (без запаха) смачиваю ватный диск и мягко стираю границы штриховки. Не надо бояться, что лист на несколько минут станет как будто прозрачным. Разбавитель улетучится, и цвета придут в норму.
3. Введение холодного серого
Чтобы живопись стала живописью, нам надо сталкивать холодное и тёплое в своей работе. Но ограничение в палитре не даёт нам возможности использовать синий цвет, поэтому буду выжимать все возможности из серого. У меня несколько градаций серого, и сейчас самым светлым, плашмя положив мелок, я заполняю пространство неба и теневой части бархана. На контрасте с ранее проложенным «абрикосовым» цветом — серый начинает казаться голубым. Этот оптический приём нам на руку.
4. Снова избавление от белой бумаги
И опять шероховатая рябь серого и просвечивающей белой бумаги мешают воспринимать объекты цельно, силуэтом.
Беру чистый ватный диск — капля разбавителя — и процедура смешивания повторяется. Наш «подмалёвок» готов.
5. Охристая подложка под кроны деревьев
Есть хорошая хитрость, чтобы деревья заиграли оттенками зелени: нужно устроить им тёплую подложку. Ввожу в игру новый мелок: по аналогии с масляными красками, я бы назвала его цвет как «охра золотистая». Один из тополей мне хочется сделать с подложкой из «мадженты». Но, только один — для разнообразия. И с учётом, что это яркое тёмно-розовое пятно скроется под следующими наслоениями. Под другой тополь и в тени кустов тамариска ввожу штрихи мелка цвета «терракота». Пока что, вот такой ватный «зефир» — по всему пространству картины.
6. Наслоение холодного поверх тёплого
На увеличенном фрагменте показываю манеру штриховки. Теперь я работаю кончиком терракотового мелка и словно танцую им по листу. Оставляю то закорючки, то завитушки, ограничивая и выявляя силуэт бледно-розового куста. Этот самый нежный акварельно-розовый — сохраняю нетронутым до конца работы — это будет самое светлое место в картине.
А вот серым мелком наношу смелые штрихи поверх терракотового пятна. Происходит оптическое смешение.
7. Добавление охры на деревьях слева
Постоянно отхожу от своей работы, чтобы окинуть критическим взглядом. Вижу: тонально работа ещё не решена, не хватает тёмных силуэтов, но, всему своё время. Я иду поступательно, мягко набирая тон. Теперь пришло время заняться левой частью, и там я делаю охристую подложку под деревья.
Теневую часть куста тамариска мягко соединяю с дальними кустами. Тем самым выявляю разность касаний: жёсткий абрис силуэта куста на свету — вверху, и мягкий переход в тень.
8. Введение тонального контраста
В ход идут средний серый и тёмно-серый мелки. Это только кажется, будто в работу внедрились фиолетовый и синий. На самом деле — это великая сила оптического обмана. Серый, он как хамелеон, в зависимости от своих соседей, становится то холодным, то тёплым, то синим, то зеленоватым.
Самые тёмные — тополя, а также, тени под кустами.
9. Работа с деталями
Серый поверх оранжевого и охры накладываю штрихами разного направления, задавая каждому дереву свой характер. Некоторые части кустарника погружаю в серую дымку, которая, как по волшебству воспринимается глазом как голубая.
10. Танец штриха
Ощущаю нехватку зелёного, и позволяю себе взять оливковый мелок. Чередую касания оливкового и тёмно-серого. Поскольку куст тамариска у нас центр композиции, ввожу в его крону самый явный контраст, разделяя розовую «шапку» соцветий тёмными закорючками. Это — листва, которая обрамляет цветущие розовые кисти.
11. Проверка тональных отношений, выявление ошибок
Снова отхожу от работы подальше, чтобы проконтролировать тональное решение. Вижу, что бархан спорит с небом и недостаточно плотный по тону, недостаточно весомый.
А так же отмечаю, что трава — излишне салатовая в силу того, что не нашлось в моём арсенале нужного цвета.
12. Устранение ошибок
Масляная пастель податлива и удобна: кое-где неудачный силуэт можно счистить мастихином, аккуратно ведя ребром. Так я заузила слишком широкую крону тополя и поправила кроны кустов. Бархан проштриховываю новым слоем, уплотняя поверхность.
Штрихи на земле укладываю горизонтально, рыхло, неравномерно: в том месте песчаная почва не даёт буйно развиваться траве. И сама почва просвечивает тёплыми оттенками.
13. Добавление воздуха, обобщение
Холодный светлый серый ввожу в просветах крон и укладываю рефлексами на траве — добавляю воздух. Низ картины «успокаиваю» холодным, потому что на предыдущем этапе откровенно тёплая земля сильно спорила за первенство.
Отдаю право первенства кустам тамариска — они здесь главные, ради их зефирной воздушности затевалась вся эта работа. Бархан отголосками розового — в поддержку кустам, но он не спорит, он мягко тает на дальнем плане. А тополя, чередуясь по тону, то отступая, то приближаясь, задают вертикальный ритм картине.
Мы решили провести конкурс работ по этому мастер классу с ценными призами (Пастель Малевич, шоппер и скетчбук АХП). Подробнее об условиях конкурса читайте в нашей группе ВК.