Я работала в школе по программе Верещагиной. Из плюсов могу отметить, что это хороший учебник для обучения чтению. В средней школе по нему работать тяжело, особенно, начиная с 7 класса: все правила смешаны в кучу, скучные тексты. Но если говорить о начальной школе, то учебник не самый плохой. Из минусов: он суховат, нет никаких героев, которых так любят дети, поэтому, довольно скучно. Также, много устаревшей лексики и правил.
Но когда я столкнулась с учебником Spotlight, то все минусы учебника Верещагиной я уже не замечала. Как говорится: все познается в сравнении.
Spotlight является коммуникативным курсом, рассчитанным на ассоциативное мышление. Ребёнок должен догадываться о значении слов и выражений, весь урок должен вестись полностью на английском языке. Казалось бы, звучит все это красиво, пока не открываешь учебник.
Если взять учебник второго класса, то можно увидеть, как в самом начале детям дается сразу весь алфавит.
Здесь нет классического обучения чтению: звук, буква, слово. Все наоборот. Все начинается с изучения слов. Детям сразу дается весь алфавит с картинками, которые выступают в качестве ассоциаций, и уже на 9 странице учебника мы видим задание «прочитай слова». Конечно, по задумке авторов - ребенок должен их вспомнить и прочитать ассоциативно. Но буквально еще через несколько страниц можно увидеть диалоги, стихи, песни, которые ребенок так же должен уметь прочитать. К чему все это приводит? Родители должны учить алфавит с детьми самостоятельно. Дети, которые приходили ко мне заниматься после обучения по Spotlight имели ужасное произношение и чтение. Исправлять все это гораздо сложнее, чем учить с самого начала…
Необходимо уделять внимание всем разделам: чтение, говорение, грамматика, лексика. В учебнике очень мало грамматики и упражнений на повторение. Упражнения есть в рабочей тетради, но внятно написанных правил нет.
Кто-то говорит о том, что в учебнике подобраны очень интересные темы, но я этого не увидела… На мой взгляд, он абсолютно сухой, а рабочая тетрадь вообще очень мрачная. Кто-то отмечает, что плюсом является огромное количество стихов, диалогов и песен. Но песни и стихи в английском должны быть такими, чтобы они запоминались легко и навсегда. В Spotlight этого нет. Слишком большие стихи, которые дети терпеть не могут - только отбивают желание изучать английский.
Каких-либо внятных методических рекомендаций к данному УМK нет. Учителю нужно брать очень много дополнительного материала, работать по одному лишь учебнику просто нереально. Но в школе все это не так просто. Хорошо, если есть электронная доска, можно достаточно много всего сделать. А если ее нет, то весь материал нужно печатать. Повезло, если в школе такая возможность есть, а если нет? Я, например, была в такой ситуации, весь дополнительный материал я печатала дома.
Если ребенок пропустил урок, то сам он с материалом не разберется. Нет ни понятных грамматических правил, ни правил по чтению. А если мы и говорим о том самом коммуникативном навыке, на который по задумке и направлен данный УМК, то возникает вопрос: почему же дети к концу начальной школы не говорят на английском, занимаясь по этому учебнику?
Безусловно, огромную роль играет учитель, и многое зависит от него. Но все же, если учителя обязывают работать по данному учебнику, то для хорошего результата ему приходится каждый урок изобретать велосипед. На мой взгляд, для начальной школы он совершенно не подходит.