Найти тему

3 ошибки автоперевозчика при взыскании штрафа за срыв перевозки

«Мы ждем погрузку уже больше суток! Сроки не понятны! Простой всего 1000 руб. У нас срываются остальные заявки. Мы можем просто уехать с погрузки?»

И таких ситуаций огромное множество, при этом еще большое количество различных вариаций:

- груз не соответствует заявке;

- вес груза больше, чем согласовали и т.д.

По закону (Устав автомобильного транспорта) при несоблюдении условий договора в части, например, сроков погрузки, характеристик груза, его несоответствию условиям договора, груз считается непредъявленным к перевозке. И в этом случае перевозчик вправе претендовать на штраф в размере 20 % от стоимости провозной платы (иной размер может быть согласован в договоре).

Но почему перевозчики не могут получить эту компенсацию? Разберем основные ошибки:

1. Перевозчик не зафиксировал нарушение со стороны Заказчика /Грузоотправителя.

Чаще всего переговоры ведутся по телефону, стороны не фиксируют договоренности – это же отнимает лишнее время. Или стороны ведут переписку в мессенджере, а при этом в договоре согласован иной способ коммуникации. В дальнейшем перевозчику будет сложно доказать факт нарушения условий. Более того, заказчик/грузоотправитель в случае, если перевозчик просто покинул место погрузки, может выставить штраф за срыв погрузки по вине перевозчика - ведь он просто уехал.

Как правильно: если заказчик нарушает условие договора (груз не предъявляется, груз не соответствует договору и пр.) необходимо уведомить заказчика о таком нарушении способом, установленном в договоре. Если в договоре нет такого способа - таким же способом, как вы заключали договор (часто это обмен документами через электронную почту).

2. Перевозчик не предупреждает о составлении акта о срыве перевозки.

Действующее законодательство четко регламентирует алгоритм документального оформления срыва перевозки. Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом установлены случаи составления соответствующих актов (п. 81).

При этом, если одна из сторон отказывается от составления акта, вторая сторона может составить его в одностороннем порядке, предупредив о составлении акта нарушителя.

Как правильно: перевозчик должен письменно предупредить Заказчика о составлении акта в случае, если Заказчик не предъявит груз, соответствующий условиям договора.

3. Перевозчик не соблюдает форму акта о срыве перевозки.

Правила перевозок грузов (п. 84) содержит перечень информации, которая должна содержаться в акте. Как таковая форма акта законодателем не утверждена, но акт должен содержать:

- дату и место составления акта;

- фамилии, имена, отчества (при наличии) и должности лиц, участвующих в составлении акта;

- краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для составления акта;

- подписи участвующих в составлении акта сторон.

Именно указанный акт и является основанием для взыскания штрафа.

При соблюдении вышеуказанных рекомендаций перевозчику достаточно будет составить и направить претензию, приложив соответствующий акт. При отказе Заказчика от удовлетворения требования в досудебном порядке перевозчик вправе обратиться в суд.

Юристы компании «Стратегический Альянс» помогут не только правильно оформить необходимые документы в случае срыва погрузки, но и сопроводят спор в суде, если заказчик отказывается от оплаты штрафа в досудебном порядке.