Россию до Петра Первого мы знаем плохо. И существенная часть тех немногих знаний, которые имеются в наших головах, почерпнута из разнообразных отчетов и описаний западноевропейских послов и путешественников.
Не далее как сегодня, я нашла еще одни, новые для меня, воспоминания о допетровской России.
Оставлены они были тоже иностранцем, но иностранцем православным. О котором мы знать не знаем - а должны бы, ибо последствия этого визита обернулись общенациональной катастрофой.
***
Надеюсь, все в курсе, что католическая церковь одна, а православных несколько. Так вот, наш православный относился к Антиохийской православной церкви. Она была основана в Антиохии в 37 году апостолами Петром и Павлом. С 14 века глава Антиохийской православной церкви - патриарх, находится в Дамаске.
В период, о котором у нас пойдет речь - а это правление царя Алексея Михайловича Романова, Россию посетил патриарх Антиохийской православной церкви, Макарий III (1600 - 1672 гг.).
В то время положение самой Антиохийской церкви было не самым приятным, так как Дамаск оказался на территории Османской империи. Церковь была нищей, и оказалась зависима от другой, Константинопольской православной церкви
Патриарх 5 лет находился в путешествии, проехал через несколько стран, и три года из этих 5, жил в Москве. Явился он по приглашению царя.
В итоге Макарий стал одним из главных творцов раскола Русской православной Церкви.
Он присутствовал на Московских Соборах, очень активное участие принял в осуждении патриарха Русской православной церкви Никона. С помощью Макария Никон был низложен, лишен священства, и стал простым монахом. С помощью того же Макария реформы, которые начал Никон, были продолжены.
Но главное - именно Макарий был автором категоричных формулировок, направленных против старообрядцев. В частности, он предал анафеме двуперстное крещение, заявив, что "так только армяне крестятся", что было поспешно поддержано Собором. Эта анафема и стала причиной раскола - многовековой трагедии русского народа.
При этом, сам Макарий колебался относительно союза Антиохийской православной церкви с католиками, и тайно признал свое подчинение Риму. О чем русский царь, естественно, и не догадывался.
Потом Антиохийская православная церковь от таких идей отошла, но в тот период - присматривалась.
Короче говоря - раскол дело очень сложное, и авторы его для нас не всегда очевидны.
***
Сам Макарий по происхождению был православным арабом. В свое время он был женат, имел семью, но после смерти жены ударился в религию, пошел в священники, и в итоге стал патриархом Антиохийской православной церкви.
А от прежней жизни у него остался как минимум один сын. Звали его Павел Алеппский (1627-1669 гг.) Он тоже стал служителем Церкви, и работал рядом с отцом, во всем ему помогая. Он сопровождал отца в поездках и все записывал, что видел. Вот в его-то записки мы сегодня и заглянем.
Оба, отец и сын, посещали Россию с долгими визитами 2 раза: с 1652 по 1659 год и с 1666 по 1669 год. Возвращаясь со второго путешествия Павел умер в Тифлисе. Так что записки его относятся к периоду первого путешествия.
Записки так и называются Путешествия Макария, патриарха Антиохийского. В них описаны, помимо Московского царства, Малороссия, Валахия, Молдавия и Константинополь.
Нас интересует только Московское царство, а поскольку нельзя объять необъятное, я вам расскажу только то, что лично мне показалось интересным - это и картины жизни страны и внутренний мир гостей.
***
Их маршрут по Российскому царству проходил через Путивль - Белев - Калугу - в Коломну.
Коломна в те времена была большим и богатым городом, центром международной торговли.
Патриарха там поселили в большом красивом здании с прекрасными видами на сады и поля. В этом здании часть комнат предназначалась для летнего проживания, а часть - для зимнего. Зимняя часть была утеплена, в частности, утеплены были двери, окна и стены. В окнах стояли слюдяные стекла и плотные ставни, которые закрывались на ночь.
Отмечаются великолепные яблочные сады вокруг города и разнообразие сортов яблок - красные, желтые и белые.
Здесь путешественники встретили чуму. О чуме они узнали раньше - она свирепствовала в Москве. И в Коломну ее занесли разбегавшиеся по всей стране москвичи.
Описываются страшные вещи.
Люди умирали прямо на улицах. Всюду бродили оставшиеся без хозяев лошади, свиньи и собаки. Хоронить несчастных, которые иной раз умирали в дороге, в повозках, было некому. Цены на гробы взлетели, но гробов не хватало, так что бедных хоронили просто в общих могилах в одежде. Разбросанные по всем окрестностям трупы собирали мальчишки - грузили ими телеги доверху и везли хоронить.
Приказ никого в город не впускать и никого не выпускать не исполнялся. Шли службы, все жители по нескольку дней постились, чтобы унять бедствие - но молитвы и пост не помогали. Люди заранее причащались, предполагая, что умрут, потому что священников не хватало. Все имущество часто завещали Церкви и монастырям, так как умирали целыми семьями. Потом умерли все священники. Службы возобновлялись, если удавалось привезти священника из какой-нибудь деревни, но и он скоро умирал.
А гости... все остались живы и здоровы. Только чуть не умерли от голода. Они просто заперлись в своих палатах и прервали все связи с внешним миром. Даже окна не открывали, чтобы подышать свежим воздухом. И - выжили все!
Чума длилась с конца октября до первых морозов. И как только начались морозы - мор отступил.
Здесь высказывается первая жалоба на московитян.
Они - скрытны - даже дети. Что не спросишь, один ответ - "не знаем". И ничего о своих делах чужим не рассказывают - даже патриарху.
Скоро царь дал о себе знать. Патриарху прислал гонцов и гостинцев - мед, некую вишневую воду, крупную рыбу и икру разных сортов. Всех доставили в Москву и поселили в одном из монастырей.
Их там неделю продержали взаперти, и эту неделю обучали - как правильно себя вести при встрече с царем.
Вторая жалоба на московитян
Надо было вести себя как святые, потому что за путешественниками пристально наблюдали и обо всем, хорошем или плохом, немедленно докладывали государю.
Далее описываются интересные формальности.
От царя прислали переводчика с вопросом - какие подарки царю привезли? И путешественники начали готовить подарки. Их можно разделить на религиозные (мощи, свечи, особые иконы и пр.) и нерелигиозные (финики, вареные в меду, мыло, мускус и пр.)
После этого специально обученные люди составили полный список всех подарков с указанием - что для царя, что для членов его семьи (поименно)
Встреча с царем произошла на празднике, устроенном в честь первого дня рождения царевича Алексея, который стал наследником после смерти старшего брата (тоже умрет внезапно, не дожив до 16 лет).
Патриарх приехал на шикарных, присланных за ним царских санях, а присланные же стрельцы торжественно перед ним несли подарки для государя. В общем, главные герои, включая Никона, наконец-то познакомились.
Детально описывается один из обедов, на который царь пригласил заморского патриарха и его свиту
Обед был роскошный и продолжался от полудня до полуночи. Гостей угостили "до тошноты".
Обед начался с молитвы и ею закончился, во время самого действа не было никаких светских развлечений или веселья, но читали жития святых и пели благочестивые песни. Потом были тосты за всех присутствующих (царя и двух патриархов - Макария и Никона), а потом, к изумлению гостей, после окончания обеда царь отправился не спать, а на утреннюю церковную службу.
Немного о распорядке жизни царя у меня здесь:
Интересная заметка о вкусах московской знати.
Им тоже Антиохийский патриарх наносил визиты и дарил подарки. Подарки включали как святыни, так и предметы роскоши. Святыням очень радовались, а роскошь не вызывала эмоций - ее своей было полно.
Всю дорогу гости страдали от сильной местной религиозности. Иной раз только служба закончится, только уставшие сирийские гости придут домой и сядут обедать - а уже на новую службу зовут. И царь на ней присутствует...
Когда наступал пост, город пустел - все сидели по домам. Питейные заведения закрывались, а пьяных на улице хватали, били плетьми и бросали в тюрьму.
Царь в подарок патриарху и его свите к началу поста прислал черный хлеб, квас и квашеную капусту.
Первые дни поста царь и царица вообще ничего не ели, и даже не раздевались, все время посвящая молитвам, бдениям и поклонам.
Отмечается, что во время праздничных служб особо чествовали местных правителей, которые (в отличие от греческих императоров) за 700 лет преемственного правления ни разу не осквернили себя ересями или нововведениями. (Но времени этому пришел конец - вместе с преемственным владением...)
После одной долгой праздничной службы, когда сирийцы опять намылились идти отдыхать, их поразило, что на амвон вышел с проповедью Никон, и все молча стояли и его слушали, даже царь. Дело было на морозе и все стояли с непокрытыми головами. А Никон все говорил и говорил с неослабеваемым энтузиазмом, и конца этой речи не было....
Потом, когда он, наконец, умолк, и Макарий со свитой вернулись домой, патриарх Макарий особо молился о том, чтобы Бог послал Никону умеренность, ибо "сердце его не болело за царя и слабых младенцев"))
Отмечается, что Макарий указывал Никону что надо менять в русских обрядах, и Никон к этому относился с благодарностью.
Во время поста сирийские православные страдали. И в записках есть жалоба, что они не могли найти ничего кроме гороха, бобов, огурцов и капусты. Даже масла московитяне себе не позволяли. При этом сирийские гости, которые учили московитян правильно молиться, рассуждают, что хорошо было бы и рыбки поесть - да и от мяса греха бы не было (это они имеют ввиду свое меню).
Красной нитью через всю историю московской жизни проходят жалобы на очень длинные богослужения, по всем правилам, от который Антиохийский патриарх и его свита утомлялись и не успевали отдыхать.
Описывается праздничное застолье у патриарха Никона. В числе прочего, стоял отдельный стол для бедных, слепых и хромых - по русскому обычаю, и патриарх лично много раз во время обеда вставал, шел к ним и угощал вкусными блюдами и хорошими напитками.
Вообще гости постоянно были чем-то недовольны.
При посещении Троице - Сергиевой лавры, где Макария и его свиту приняли с максимальной пышностью и почтением, гостиницу им натопили слишком жарко, а напитки, наоборот, подали слишком холодные (правда, отмечается, что вода вишневая, яблочная и другие были по вкусу намного лучше критского вина, что навело меня на подозрения, что речь идет о водках), сам же обед состоял из 50 или 60 блюд. А потом гости легли спать, а им не дали выспаться комары, блохи и мухи...
В общем - вот такие записки. Там много еще всякого интересного.
С одной стороны - встает весьма достойный образ страны, в которой все процессы были четко организованы, а люди были чужды формальности и неискренности.
А с другой стороны - мы читаем то, что оставалось за кадром для царя, который, непонятно почему, доверился заморскому церковному авторитету.
Этого авторитета напрягало все, что не способствовало отдыху и расслаблению.
Человеку, который учил других радеть за веру, не нравились долгие службы, не нравилась необходимость строго держать пост, не нравилось чужое искреннее религиозное рвение. А ведь перед нами, на минуточку, не простой священник - перед нами целый патриарх!
Вот такие сюрпризы.
Макарий получил хорошую оплату за свой визит. Вернувшись на родину этими деньгами он закрыл все долги Антиохийской православной церкви, и, кстати, отлучил от церкви человека, который его замещал, пока он путешествовал...
Во время своего второго визита он участвовал в низложении Никона.
А еще - все дорогу, и находясь в Москве, оба раза он во всю продавал отпущение грехов, дополнительно отлично на этом зарабатывая.
Короче говоря - не спешите доверять авторитетным людям. Особенно тем, кому плевать на ваши проблемы, и даже на свои обязанности - главное выгоду получить...
Прошу вас ставить лайки, если вам нравятся материалы канала. Без них материалы не будут вам показываться в ленте в дальнейшем.
Так же не забывайте самостоятельно заглядывать на канал. Для этого слева на экране компьютера надо нажать кнопку Подписки.