В последние годы множество заводчиков британских шиншилл бросилось, как в омут с головой, во всевозможное "цветное" золото - шоколадное, циннамоновое, красное и их осветленные вариации. Дошло до того, что найти нормальное черное золото, которое не тащило бы за собой тонны этого разноцветного мусора, уже практически невозможно - вокруг одни носители.
Если в солидах, где много лет был признан один-единственный окрас (из-за чего британских кошек до сих пор иногда пытаются называть не просто "британскими", а "британскими голубыми"), шоколад и циннамон действительно внесли приятное разнообразие, то в шиншиллах они стали источником целого спектра очень похожих, слабо отличимых друг от друга окрасов, засоряя ими линии и мешая сосредоточиться на работе с выбранным типом золота и свойственным ему цветом глаз.
Введение новых окрасов в солидах можно понять: скучно работать в одном окрасе, когда есть множество других, заметно отличающихся, но ничуть не уступающих ему в зрелищности. Хотя и здесь стремление к разнообразию наделало немало бед: например, у современной британской классики уже днем с огнем не найдешь прописанную в стандарте шерсть crispy, которой когда-то удалось добиться заводчикам голубых британских кошек. Но в шиншиллах все еще хуже: шоколад и циннамон просто уничтожают индивидуальность золотых и серебристых шиншилл, размывая границы между окрасами, подмешивая к ним "такое же, только хуже".
Взять к примеру шоколадное золото. На первый взгляд оно почти не отличается от черного - новичок точно не отличит, да и заводчики с экспертами часто путаются. Чтобы развеять неизбежно возникающие сомнения, первым делом начинают рассматривать подушечки лап (потому что именно цвет подушечек - главный, а иногда и единственный фенотипический признак, позволяющий отличить одно от другого).
Вот "при прочих равных" золотые затушеванные котята, черный и шоколадный, однопометники (по стрелке доступен переход ко второму фото):
Если на первый взгляд кому-то покажется, что шоколадный золотой котенок ярче, то это иллюзия. Золото у котят одинаковое по яркости и оттенку, отличается лишь тон типпинга: черный у первого, шоколадный у второго. Окрас шоколадного котенка не только не более яркий и красный, но даже где-то наоборот. Между золотом и типпингом пропал контраст, они слились и в целом окрас приобрел более ровный и приглушенный цвет.
Что касается циннамонового золота, то там эта приглушенность, как ни странно, может быть еще сильнее. Иногда на первый взгляд даже может показаться, что перед нами золотой затушеванный кот одного из осветленных вариантов, - хотя в действительности это не так:
Также с внесением в золото шоколада и циннамона обнулились наработки по цвету глаз. Абсолютное большинство шоколадных шиншилл имеет в лучшем случае травянисто-зеленые глаза и никогда - тот яркий насыщенный изумруд с уходом в синеву, который так ценится заводчиками и встречается только у черных и голубых шиншилл. Поэтому и работа с доминантным геном голубых глаз (DBE) в этих окрасах не позволяет получить по-настоящему впечатляющих синеглазых кошек. DBE, взаимодействуя с желтыми и оранжевыми глазами, превращает их скорее в белые, чем в голубые, так что все его волшебство практически сходит на нет. Не говоря уже о принципиальной невозможности отличить DBE-латента от обычного котенка по красному свечению зрачков: у шоколадов и циннамонов, а иногда и носителей, зрачки тоже светятся красным.
У шоколадного, циннамонового золота и их осветленных вариаций окончательно пропадают обводки носовых зеркал и глаз, они уже в принципе не могут быть черными, как и подушечки лап. Все это приобретает светлый оттенок от шоколадного до розового, причем розовые веки часто придают глазам болезненный вид. В серебре, особенно пойнтовом, лиловые шиншиллы и шиншиллы фавн выглядят весьма бледно.
Ситуация осложняется тем, что современные заводчики принципиально не хотят ни работать строго в одном окрасе, ни разводить разные окрасы по разным линиям, раз уж в питомнике их несколько. Например, вместо того, чтобы совершенствовать голубое золото, следуя общей тенденции к достижению все более теплого, золотого тона, просто берут двух носителей и получают в помете наряду с голубым золотом лиловое или фавн. Котята этих окрасов, как и заказывали, за счет посветлевшего типпинга будут выглядеть более теплыми, чем голубые золотые однопометники, а стало быть и цель вроде бы будет достигнута. Правда, вначале придется убедиться, что более теплые котята - это и правда лиловые или фавны. Потому что не факт. Голубая шиншилла тоже может быть весьма теплого оттенка, а ждать процветания подушечек лап можно до второго пришествия.
Отдельный аттракцион - попытки отличить золотых лиловых котят от золотых фавнов. Мало того, что они и при прочих равных не особо-то отличаются, так ведь на оттенок окраса и его яркость влияют еще и гены собственно золота, которые регулируют глубину типпинга, определяют, будет ли золото ближе к красному или желтому, а также влияют на развитие окраса - будет ли котенок после рождения темнеть или светлеть, родится ли он при этом светлым или темным и т.д. Все это совсем не упрощает задачу, а ведь решать ее зачастую приходится совсем неопытному заводчику, новичку, который решил начать с самых дорогих и непонятно за какие заслуги востребованных окрасов.
Нельзя не упомянуть и "красное золото", впервые полученное в результате детских экспериментов типа "а не попробовать ли мне сделать золото ярче, добавив в палитру красненького". В результате этих "проб" вместо ожидаемого яркого золота появились первые шиншиллы черепахового окраса, т.е. кошки с лишенными типпинга участками, расположенными в непредсказуемых местах, ухудшенным цветом глаз и иногда розовыми пятнами на подушечках лап или мочке носа. В то время еще не получили широкого распространения генетически тикированные шиншиллы с уражиро, не был обнаружен "ген золота" wbBSH, и в итоге все, что сделали полученные от этих черепах первые "dy" (которые были в основном 24 - пятнистые) - это окончательно потеряли зеленый цвет глаз и так и не смогли продемонстрировать никакого внятного критерия, который позволил бы отличить их от обычных красных ("просто d", без всяких "y").
С появлением тикинга, wb и эффекта уражиро ситуация изменилась. Красные кошки "из-под золота" начали обнаруживать заметные отличия: характерное высветление нижней части, зеленые глаза. Запись "dy 11-25" обрела фенотипическое содержание, вот только подлинной новизны в нем так и не появилось. "Красная золотая" кошка внешне такая же, как любая золотая шиншилла, только на сей раз вовсе без типпинга, без обводок и с розовыми подушечками лап.
Достаточно нетривиальное наследование красного окраса (соответствующий ген сцеплен с полом) еще больше запутывает заводчиков, которые еще с шоколадами-циннамонами не успели толком разобраться. К сожалению, их это не останавливает: не успев обрадоваться носительству шоколада и циннамона у своих производителей, они срочно обзаводятся еще и какой-нибудь лиловой черепахой, носителем фавна. Иногда это выходит случайно: покупают кошку окраса "шоколадная шиншилла", а о том, что она черепаха, узнают значительно позже, получив несколько пометов со "странными" котятами и рискнув наконец признаться в их рождении коллегам или руководителю клуба.
Начинается расследование, и хорошо, если сразу выясняется, что "шоколадная шиншилла" рождена была от черепаховой матери, а та, в свою очередь, от красного отца. Хуже, если во всей родословной никаких черепах и никаких красных котов нет даже в отдаленных коленах. Потому что в этом случае вариантов много. То ли заводчики на протяжении многих поколений в упор не замечали "скрытых черепах" (что совсем не радует и требует внесения исправлений во множество родословных), то ли красный кот на самом деле не красный, а лишь выглядит таковым, то ли данные о происхождении неверны и какой-то из отцов - вовсе не отец.
Не забывайте ставить лайки и подписываться на наш канал. Предлагайте в комментариях темы, которые хотели бы обсудить, фотографии, которые хотели бы увидеть.