Доброго времени суток, уважаемые читатели!
"Паруса мечты" – так называется памятник у нашего морского вокзала (см. здесь). Я же сегодня хочу поговорить о других парусах. Неделю назад там пришвартовался барк "Седов". Он занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самое крупное учебное парусное судно в мире из сохранившихся до наших дней. Его длина составляет 117,5 м, водоизмещение – 7320 тонн, экипаж – 240 человек, площадь парусов – почти 4,2 тыс. м. Самая высокая мачта – 58 метров.
Когда-то оно было приписано к Мурманскому государственному техническому университету. В апреле 2017 года парусник был передан Калининградскому государственному техническому университету. В Калининграде и Светлом находятся судоремонтные предприятия, которые имеют большой опыт ремонта и послерейсового обслуживания парусных судов. Смена порта приписки позволила существенно оптимизировать расходы федерального бюджета, связанные с эксплуатацией и ремонтом учебно-парусных судов Росрыболовства. Деньги-деньги...
"Седов" был построен в Германии и спущен на воду в 1921 году. Первоначально он назывался "Магдалена Виннен II". В декабре 1945 по репарации барк был передан Советскому Союзу и переименован в "Седов" в честь полярного исследователя Георгия Седова. Он участвовал в кругосветном плавании, высокоширотных арктических экспедициях, в крупных регатах.
В 2005 году четырёхмачтовый парусник сменил окраску на чёрную для участия в съёмках немецкого фильма «Гибель "Памира"». Там он играл роль грузового барка, потерпевшего крушение в Атлантическом океане в сентябре 1957 года.
В 2019 году судну вернули исторический белый цвет.
Барк прибыл в наш регион, чтобы принять на борт 111 курсантов Мурманского морского рыбопромышленного колледжа имени И.И. Месяцева и Морской академии Мурманского арктического университета для прохождения плавательной практики, которая продлится два месяца. 1 сентября парусник должен отправиться сначала на север, а потом обогнуть Шпицберген и пойти в Санкт-Петербург.
В течение нескольких дней все желающие могли полюбоваться этим красавцем. Борт был открыт для посетителей. И меня, естественно, понесло туда. Ибо к парусникам я всегда была неравнодушна. Уже знакомый путь не казался таким длинным. На территорию морвокзала можно было пройти только через рамки металлоискателя.
Стояли информационные стенды.
Они знакомили нас с историей судна.
И очередь... Как в старые добрые времена. Нас пускали небольшими группами каждые 5 минут.
Стояла я больше часа. Но, несмотря на лютый ветер, время ожидания прошло почти незаметно. Между делом я фоткала всё вокруг. К сожалению, сам виновник торжества стоял на фоне солнца, поэтому снимки получились нечёткими. Прошу прощения.
"Пришвартованный навечно" атомоход "Ленин" отсутствовал по причине ремонта. На его месте стоял ледокол "Обь" – неатомное судно, принадлежавшее "Росатомфлоту".
Кто-то успевал даже перекусить в расположенных здесь же палатках.
Цены достаточно кусачие, но кого это останавливало, когда всей семьёй пришли отдыхать.
Преодолев страшный для меня трап, я оказалась на судне.
Спуститься на нижнюю палубу я уже не рискнула. Ступеньки для меня слишком крутые.
А чтобы попасть на нос, надо было оттуда подняться снова вверх по таким же ступенькам.
Больше всего желающих сфоткаться было у штурвала. Поэтому на моих снимках присутствовали посторонние люди. И это через три дня подтолкнуло меня ко второму походу.
В четверг стояла хорошая погода. Ветер, наконец, кончился. Ноги сами меня понесли на морвокзал. Тем более, что в этот день я была без каблуков. Уже на подходе я услышала звук судового колокола. Весь час, пока я стояла в очереди он не прекращался. В понедельник я его не слышала ни разу. Никому и в голову не приходило позвонить. Теперь же стояла немалая очередь из желающих. Но поскольку рында находилась на носу, до неё я так и не добралась. Зато любезные зрители позволили мне сфоткать штурвал.
Он двусторонний. Все желающие могли его покрутить.
Немного грустно стало, когда фотографировала спасательный круг. Раньше вместо слова "Калининград" было написано "Мурманск".
Над штурвалом висел герб России.
На корме развевался российский флаг.
Стояли "фирменные" кнехты.
Всюду висели разноцветные канаты.
В судовом такелаже я ничего не смыслю, но по-моему, красиво.
Что это за механизм, я не знаю. Думаю, что лебёдка. Но могу и ошибаться.
При мне молодой человек "нырнул" в один из белых ящиков. Оказалась, это вход в трюм. Засмущавшись, юноша не закрыл дверцу до конца, чем я и воспользовалась.
Рядом находился гирокомпас. Он был прикрыт небольшой крышкой с прозрачным окном.
С противоположной стороны было такое же окно. И в нём постоянно мелькали детские физиономии.
Тут же находился ещё один прибор, более современный.
Когда спускалась по трапу, мелькнула мысль: "Куда же ты, старая д*ра залезла". Но когда я оказалась на земле, следующая мысль была: "Я сделала это!".
Ступени имеют округлую форму, чтобы на них можно было стоять при разных углах наклона трапа. Сетку вешают, чтобы выпавшие люди и предметы не падали на пирс или в воду. Перила качаются. Всё бы ничего, если бы была удобная обувь. Но я же попёрлась на каблучках, хоть и устойчивых. Ибо планировала этот поход на другой день. Но вспомнив поговорку: "Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня", я пошла туда раньше. Какова же была моя радость, когда уже с причала я увидела поднимающуюся по трапу женщину на каблуках, устойчивых, но высоких. Теперь я не одна!
Вернувшись сюда через три дня, я увидела в очереди ещё одни каблуки.
Забегая вперёд, скажу, что спускаться по округлым ступенькам на каблуках даже легче. Теперь мне есть, с чем сравнивать.
В четверг на паруснике было много курсантов. Накануне заселилась новая группа. И я самым наглым образом сфоткала и их. Пускай молодёжь к славе привыкает.
А этот мальчик, позволю себе так его называть, видел, что я его фоткаю, но скромно промолчал. А молчание, как известно, знак согласия.
Во второй свой визит, пользуясь хорошей погодой, я погуляла здесь подольше.
С причала эта же шлюпка выглядит так.
Уже спустившись с судна, я сделала ещё несколько снимков. Сфоткала и корму пришвартованной рядом "Оби".
Сняла крупным планом бушприт. Это название я знаю.
Начитавшись в детстве приключенческих романов Стивенсона, Сабатини и других, я узнала такие названия, как бизань-мачта, грот-мачта, фок-мачта. Но так и не знаю, какая из мачт, как называется. По-моему, первая – это фок, последняя (перед кормой) – бизань. Следовательно, остальные – грот.
Жалею только об одном, что так и не попала на нос парусника, где заливалась рында. На фото я показала её стрелкой.
В общем, погуляла я на этой неделе хорошо. Хоть немного и устала. И все эти дни меня преследовали слова из песни В. Высоцкого к к/ф «Ветер "Надежды"»:
Мы говорим не "штормы", а "шторма" –
Слова выходят коротки и смачны:
"Ветра" – не "ветры" – сводят нас с ума,
Из палуб выкорчевывая мачты.©
Ребятам – удачного плавания, семь футов под килем и попутного ветра!
Спасибо за прочтение! Берегите себя и своих близких!