Найти тему

Детство. Пиротехника в конце 70-х - начале 80-х годов.

Оглавление

В детстве я и мои друзья очень любили всяческую пиротехнику. Понятно, что готовых петард в то время купить было нельзя (да и не продал бы нам их никто), поэтому делали все самостоятельно из подручных средств. Как мы не покалечили друг друга в процессе изготовления и использования этих адских машин – ума не приложу.

Про селитру

Исторически так сложилось, что в наших краях был немаленький склад сельскохозяйственных удобрений практически под открытым небом. А удобрения, это среди прочего – селитра. Нитраты щелочных металлов являются отличными окислителями, а нитрат аммиака вообще сам по себе уже неслабое взрывчатое вещество (хотя приготовить селитровую бомбу и сдетонировать ее ох как непросто). Вот с этого склада мы периодически и таскали в пакетах разные порошки и гранулы. Использовалась селитра сначала в основном для пропитывания ее раствором обычной газетной бумаги, которая после этого становилась весьма сильногорючей, и что, главное, кислород для горения ей больше совсем не требовался. Например, если из такой бумаги скрутить плотный цилиндр, туго замотать его фольгой, оставив открытым один из торцов, то получалась неплохая ракета, которая взмывала в небо, оставляя позади себя длинный шлейф из красных искр и дыма. Или если натолкать такой бумаги в медицинский пузырек, зажечь и быстро закрутить штатной крышкой, то через несколько секунд этот пузырек взрывался. Крайне опасная штука, между прочим. Взрывалась через совершенно произвольное время, а в стороны разлеталось острое стекло! Ужас.

Для приготовления «силитрованной» бумаги лучше всего подходила калийная селитра (KNO3), которая почему-то всегда имела желтоватый оттенок, возможно из-за примесей. Не принципиально хуже вела себя натриевая селитра (NaNO3), чистый белый порошок, иногда – гранулы. А вот потенциально взрывоопасная аммиачная селитра (всегда была в гранулах) для пропитки бумаги почти не годилась, такая бумага лишь не слишком активно дымила, без искр и огня, а в безвоздушной среде и вовсе тухла. Возможно дело было в большом количестве примесей, не знаю уж. После некоторого опыта работы с этими веществами, каждый из нас уверено мог определить тип селитры на вкус. Во времена, когда на складе не было ничего кроме аммиачной селитры, я сравнительно просто делал из нее натриевую, а при некотором упорстве – и калийную селитру. Тут я был на высоте, ибо единственный из всей нашей компании понимал что-то в неорганической химии и вообще ориентировался в сути происходящих в наших пиротехнических творениях процессов.

Сделать натриевую селитру из аммиачной проще простого – нужно смешать насыщенные растворы аммиачной селитры и соды, а потом нагреть раствор до примерно 70 градусов, активно его помешивая. Делать все нужно на открытом воздухе, ибо удушливого аммиака в процессе реакции выделяется просто немеряно. Калийную селитру сделать немного сложнее, но тоже подъемно. Для этого вместо соды нужно использовать поташ (карбонат калия), который вымывается из серого пепла полностью сгоревшего дерева или травы. Принципиально чтобы это была не черная зола (древесный уголь), а именно легкий пепел серого цвета (минеральный остаток). Можно было насыпать пепел прямо в насыщенный раствор аммиачной селитры, а после выветривания выделившихся газов отфильтровать «ил». Полученный в результате этих действий раствор сразу же был готов для пропитки бумаги.

Так вот, рецепт приготовления селитрованной бумаги прост до невозможности. В горячую воду насыпается столько селитры, сколько только может раствориться. А затем этим насыщенным раствором пропитывается газетная бумага. Бумага сушится в теплом сухом месте и все готово. Хранить такую бумагу нужно плотно завернув в полиэтилен, потому как она является хорошим

абсорбентом и быстро сосет влагу из воздуха. Много разных пиротехнических штуковин было придумано на базе этого материала, а сколько ракет было запущено! Эх… Кстати, такая бумага, свернутая в плотный рулончик толщиной 2-3 мм была отличным запалом для готовых пиротехнических конструкций. Горела со стабильной скоростью, огонь без проблем «пролазил» даже в самые узкие запальные отверстия. При некоторой сноровке удавалось даже сделать горящий под водой почти настоящий бикфордов шнур.

Магний

Но не фейерверками едиными, особым почетом пользовались самодельные петарды – бомбочки. Самым важным исходным компонентом "бомбочек" был магний. Этот легкий и довольно прочный металл широко используется в авиации. Благодаря высокой химической активности он может гореть даже в атмосфере воздуха. Горение магния больше всего напоминает фотовспышку, только ярчайшее белое пламя горело равномерно и не менее нескольких секунд. Поджечь магний было нелегким делом, мне лично удавалось зажечь от спички кусочки с размером не более 2-3 миллиметров, но горели они знатно!

Понятно, что достать магний 13-летним пацанам было непросто, сначала лазили по небольшому «самолетному кладбищу» в районе нашего города, где покоился остов какого-то древнего кукурузника. Правда основные источники магния (диски шасси) были разграблены предшествующими поколениями и мы довольствовались только какими-то мелкими трубками, оставшимися незамеченными предшественниками. Причем тут я благодаря неплохим знаниям неорганической химии стал автором одного ноу-хау, сильно облегчившего нам поиски магния. Дело в том, что магний чисто внешне мало отличим от сплавов алюминия, тоже широко применяющихся в авиации. Поэтому отыскать в остатках самолета именно магниевые детали было непростым делом. Народу приходилось брать все подряд, и проверять потом взятое, пытаясь поджечь небольшой кусочек металла. Все это доставляло массу хлопот. Но, как я уже сказал, магний является весьма активным металлом. А это значит, что он весьма охотно вступает в химические реакции даже с весьма слабыми кислотами. Зная это, я однажды взял с собой в поход за магнием бутылочку с уксусом... Ну далее, я думаю все понятно: я просто поливал уксусом все металлические детали самолета пока одна из них не отреагировала на это обильным газовыделением. Магний! Таким образом поиск был радикально упрощен.

Разбирали мы этот самолет до тех пор, пока один из нашей компании совершенно случайно (но и не без помощи моего метода) не обнаружил, что у его соседа магниевыми брусками выложена дорожка во дворе! Не, вы только представьте себе, что значит после долгих и с каждым разом становившихся более трудными рейдов по добыче магния из старого самолета, найти такое месторождение просто под боком! Понятно, что в первую же ночь один из этих брусков был похищен, после чего про старый самолет все сразу забыли. Кстати, те бруски оказались анодами какой-то электролизной или антикоррозийной установки, с которой и работал вышеупомянутый сосед. Что его дернуло использовать недешевый и нестойкий магний в качестве тротуарной притки – непонятно, но это открытие фактически сделало магний последней из наших проблем в поиске пиротехнических ингредиентов. Единственная проблема, которую никак не удавалось решить на корню – нарезание стружки. Ведь для изготовления «бомбочек» нужен был порошковый магний, и делать его приходилось дедовским способом, при помощи простого напильника.

Но сам по себе магний, хоть и горел красиво, не позволял создавать взрывающиеся «бомбочки». Для этого нужен был еще и окислитель. В качестве окислителя предыдущие поколения пиротехников использовали обычную марганцовку. Это замечательное вещество фиолетового цвета при нагревании выделяло чистый кислород, в атмосфере которого магний уже не просто горел, а натурально взрывался. Но проблема марганцовки стояла очень остро. В аптеках нам ее не продавали, да и не разгонишься особо на карманные деньги. И тут я стал автором второго ноу-хау. Я уже писал, что в качестве запала очень хорошо использовалась пропитанная селитрой бумага. Особенности горения такой бумаги натолкнули меня на мысль, что селитра, по сути, выполняет в этом случае точно такую же роль окислителя, как и марганцовка в «бомбочке» классической рецептуры. Незамедлительно проведенный эксперимент доказал полную пригодность селитры в качестве второго базового ингредиента вместо дефицитной марганцовки. Таким образом проблема окислителя также была решена на 100%!

Петарда

Сама по себе конструкция самодельной петарды предельно проста. На обычный карандаш максимально плотно накручивалась полоска стандартного тетрадного листа шириной около 6-8 и длинной около 15 сантиметров. Накручивать полоску нужно «вдоль», причем так, чтобы бумага с одной стороны карандаша выступала на пару сантиметров. Эта выступающая часть сразу же загибалась на 180 градусов и плотно приматывалась к остальной части конструкции ниткой или медной проволокой с диаметром около 0.5 мм. Лучше использовать нитку, ибо отлетающий с высокой скоростью моток даже тонкой проволоки весьма опасен. Затем карандаш извлекался из ставшей довольно жесткой бумажной трубки. На расстоянии около полутора сантиметров от загнутого конца кончиком ножа проделывалось отверстие диаметром в пару миллиметров для запала. В трубку насыпалась смесь порошкового магния и селитры в пропорции около 50/50 до уровня, чуть выше уровня отверстия, и трамбовалась тупым концом все того же карандаша. Если уровень утрамбованного порошка оказывался заметно ниже отверстия, то нужно досыпать еще немного смеси и снова утрамбовать. Короче уровень хорошо утрамбованной смеси должен соответствовать уровню отверстия. После этого вставлялся запал из «силетрованной» бумаги и сверху аналогичным способом досыпалось и утрамбовывалось еще около полутора сантиметров смеси. В конце, оставшаяся свободной часть бумажной трубки тоже загибалась и плотно обматывалась ниткой.

Такая самодельная петарда взрывалась ничуть не хуже современных фабричных, но при этом открывалось широкое поле для экспериментов с ее размерами, формой и конструкцией. Например, пару раз я изготавливал конструкции с электрическим взрывателем. Для этого вместо классического запала использовалась лампочка от карманного фонарика с разбитым стеклом и целой нитью накала. К лампочке припаивались достаточно длинные провода, а сама она помещалась спиралью к рабочей смеси с одной из сторон бумажной трубки. Такая «бомбочка» могла быть совершенно герметична (плотно обматывалась изолентой или окуналась в расплавленный парафин) и ее можно было взрывать даже под водой.

А еще одно время мы наполняли селитро-магниевой смесью использованные баллоны для домашних аппаратов газировки напитков – «сифонов». Духу разорвать такой, изначально рассчитанный на высокое давление, баллон у смеси не хватало, но улетал он очень круто и мог запросто насквозь пробить консервную банку.

Кстати, кусок магния весом около килограмма до сих пор лежит у меня в тумбочке. На случай необходимости организации партизанского сопротивления. Шутка…

Ракеты

Когда «бомбочки» поднадоели, мы занялись более серьезным конструированием ракет. Понятно, что фольгированные ракеты с «селитрованной» бумагой в качестве топлива летели хоть и красиво, но недалеко и не слишком-то ровно и быстро. А нам хотелось чего-то более… «боевого» что ли. Попытки использования магниевых смесей результатов не дали, слишком быстро они сгорали. Максимум, на что они годились – баллончики от «сифона», но все равно это были скорее фугасы, чем ракеты, поэтому все принялись за исследования в области твердого ракетного топлива из других элементов. И тут мне снова удалось стать автором вполне пригодной смеси. Точнее, сам принцип был известен и ранее, но окончательная рецептура тут все-таки моя. Техпроцесс изготовления ракетного топлива был не слишком прост. Для этого нужно было взять примерно 70 объемных частей калийной или натриевой селитры и 10-20 частей черного древесного угля (того самого, на котором готовят шашлык). А в качестве скрепляющего и не мешающего горению материала хорошо подошел обычный сахар в количестве 20 объемных частей. Смесь порошков тщательно размешивалась, а потом прогревалась на ЗАКРЫТОМ огне до карамелизации сахара. Это был очень ответственный и

местами опасный момент. Незначительный перегрев смеси приводил к ее воспламенению, недостаточный прогрев оставлял ее слишком рассыпчатой. Да и получение закрытого огня достаточной температуры в полевых условиях задача не самая тривиальная. Так или иначе, после успешного прогрева смесь принимала консистенцию пластилина и позволяла просто руками вылепить из нее брусок нужной формы. Затвердевшая смесь была отличным твердым ракетным топливом, с помощью которого удавалось поднять высоко в небо вполне серьезные конструкции из велосипедного насоса, флакона он дезодоранта, или просто куска алюминиевой трубки подходящих размеров. И хотя тогда до такого я не додумался, сегодня мне кажется, что наилучшим вариантом размещения топлива в корпусе ракеты была бы полая трубка, причем поджигать ее нужно было бы не снизу (возле сопла), а сверху. Но сегодня возраст уже не тот, чтобы вот так взять и проверить эту теорию.

Ацетиленид серебра.

Для этого нужно было растворить ляписный карандаш из аптеки (средство от бородавок) в нашатыре (емнип) и пропустить через этот раствор ацетилен, выделяющийся при реакции карбида с водой.

Получаются серые хлопья - ацетиленид серебра. Они отфильтровываются, высушиваются и получается мегавзрывчатка, которая кроет собой любые спички, магниевые бомбочки и т.п. Но минус ее в том что взрывается даже от легкого сотрясения. Уж как только мы не извращались с ее хранением. Упаковывали в вату, которую затем в пластиковые пузырьки - все бесполезно. Только во влажном виде ее можно было хранить.

Когда кусочек этой пакости размером с крошку хлеба взрывался на спичечном коробке - на нем оставалась дырка

Как-то я наполучал ее побольше, и на газете разделил на отдельные кучки для высушивания и безопасности, и упаковал их пока влажные. А по всей газете остались мазки этого ацетиленида, мизерные какие-то следы. И они высохли и я забыл про это. Решил испорченную газету выкинуть, и взял чтоб скомкать. Тут же раздался оглушительный хлопок и вся газета, весь разворот мгновенно превратился в облако ошметков, кружащихся вокруг меня в воздухе. Ох и лютая вещь!

Потом еще и оказалось что это ацетиленид разлагается сам собой со временем. Так что вещь непрактичная. Но шалостей с ней можно было намутить - ууууу! Например оставить на полу где-нить влажный кусочек. Он высыхал, а потом кто-нить наступал. Это безопасно, но смешно по идее. Правда нам никак не удавалось подкараулить сей момент. Приходилось лишь в фантазиях представлять испуганного прохожего.

Еще был аналог - азотистый йод (или йодистый азот?).

Очень простая вещь: просто смешиваешь обычный йод из аптеки с нашатырным спиртом оттуда же.

Выпадают черные хлопья. Тоже фильтруешь, высушиваешь - вуаля. Эта штука взрывается еще сильнее чем ацетиленид, но вообще буквально от громкого звука или сотрясения. Непонятно от чего вообще. Причем с фиолетовым дымом! Тоже много с ним игрались, но он совсем уж нестойкий.

Дымовухи

Самый банальный рецепт - взять подходящую пластмассу (расческа, линейка, что-то такое), завернуть в бумагу, поджечь с краю, а потом потушить. Если все сделано правильно - начинается реакция во время которой пластмасса интенсивно, с шипением какбы горит внутри, выделяя огромное количество дыма. Но это получалось только на некоторых видах пластмасс и мы не умели вычислять на каких точно. Иногда получается, иногда нет. Потом поняли - целлулоид )

А еще был совсем другой рецепт - покупали в фототоварах фиксаж и перекись водорода в порошках и таблетках.

Это вообще волшебная вещь: их соединяешь и через несколько минут (время зависело от площади соприкосновения) они вступают в бурную реакцию с шипением и кучей белого дыма, сами собой. Просто от контакта, не надо ничего поджгать, стучать и т.п.

Благодаря замедлению возникало огромное поле для школьных диверсий: можно было намутить где-нить в школьной парте смесь и так расчитать чтоб она вступала в реакцию неожиданно, прямо во время урока. Девки с визгами разбегались, учителя в истерике! Смеху было!

Хорошо, что современные дети тупят в телефоны. Это безопаснее. И для нас, учителей, тоже.