Культурная и всякая прочая политика
Размышлять над тем, что ждет после 8 сентября тех, кто пытается заниматься культурой в Самарской области, начну с комментария к одному из моих постов на эту тему. Комментарий от уважаемого человека, моей коллеги в самом недавнем прошлом. Она упрекнула меня в некорректности заголовка: не миф, а убеждения сильнее факта. Возражу. У власть предержащих, высказывающихся по тем или иным вопросам нет убеждений на этот счет. Есть одна только недограмотность, которую они «туманят» собственными интерпретациями фактов, которые в условиях этой самой недограмотности становятся сказками, легендами, мифами… Из этой цепочки «заменителей» я и выбрал миф.
***
Теперь о более важном. В интервью с будущим начальником губернии Ксения Аитова поинтересовалось, что же народонаселение больше всего волнует, о чем они спрашивают будущего начальника, что просят. А после того, как тот перечислил жилищно-коммунальные проблемы, уточнила: «А в сфере культуры?» – «Доступность событий, материально-техническое состояние очагов культуры, и поддержка современной культуры».
Я цитирую по тексту. Не буквально, но по смыслу точно. Первые два наказа сомнений не вызывают, хотя сделанное уточнение: «Наша главная проблема – недофинансирование сферы культуры», так и подталкивает вспомнить слова эпического героя отечественной литературы кота Матроскина: «Деньги у нас есть. У нас ума нет». В том смысле, что проблему недофинансирования никто не снимает, что куда важнее то, что «стратеги» не в состоянии правильно сформулировать цель и задачи культурного развития, чтобы затем определить инструменты их достижения. Вместо этого – «всем сёстрам по серьгам». Или дублируют, или двигаются в противоположном цели направлении.
А вот оставить массовость запросов на «современную» культуру. Оставить никак нельзя было. О чем беспокоятся широкие народные массы? Об актуальной культуре? Нет. О ней беспокоятся узкие круги хипстеров и «продвинутой» молодежи, и о их чаяниях никак нельзя забывать. Но основная часть самарского народонаселения беспокоятся не об этом. Не нужно пичкать нас академической культурой, классикой. В свое свободное время нам не нужна художественная культура для познания сложнейшим образом устроенного мира, мы хотим, чтобы нам сделали красиво и помогли отдохнуть от тягот. Вот чего народоначеление хочет.
Хочет оттого, что насколько тяжелы нагрузки на службе? Не смешите. Оттого, что в процессе общего и профессионального обучения никто не позаботился привить любовь к классике. Шаман вместо Шостаковича, «След» вместо Эйзенштейна, разноцветный куб из свежеобструганных досок вместо Репина.
Почему? Помните старый анекдот: «Вы умеете играть на скрипке?» – «Не знаю: не пробовал».
И население, по большому счету, не виновно. Никто не занимался их вхождением в мир высокой культуры, не занимается и заниматься, как я понял из интервью не собирается. По крайней мере, эти занятия – не в приоритете. Их-то как раз, видимо, и недофинансируют. А без поддержки прорваться могут единицы. На всех возов из Холмогор не хватает.
А что же собираются финансировать? Расскажу в среду.
Продолжение следует.