К пенсионерам легко найти подход, особенно если действовать от имени государства. Поэтому самые «ленивые» мошенники предпочитают работать с пожилыми. О том, какие схемы они используют и какими способами завладевают доверием жертвы, рассказываем далее.
Новые льготы
Даже состоятельные пенсионеры не откажутся от приятных бонусов. Это может быть скидка на электроэнергию, квартплату, освобождение от автомобильного налога и т.д. Жертве звонят, рассказывают о выгодном предложении и предлагают отправиться в МФЦ, но перед этим просят подтвердить запись. Для этого достаточно сказать код, который придет в СМС.
В реальности полученная СМС содержит код, позволяющий войти в аккаунт на Госуслугах. После того, как мошенники получают доступ к личному кабинету, они действуют по-разному. Но в большинстве случаев итог предсказуем: преступники набирают займы в МФО, а затем исчезают. Пенсионер остается один на один с кредиторами и ежедневно растущими долгами.
Юристы регулярно напоминают льготникам о том, что сотрудники МФЦ и других госорганизаций не будут обзванивать своих клиентов. Льгота либо назначается автоматически, либо ее оформляет сам получатель. Не существует никаких посредников, которые записывают человека, а затем спрашивают код для подтверждения записи.
Перерасчет пенсии
Многие пенсионеры остаются недовольны величиной своей пенсии. Те, кого устраивают ежемесячные выплаты, также не упустят предложения увеличить сумму. Поскольку механизм расчета пособия непрозрачен, а Социальный фонд нередко допускает ошибки, сообщение об ошибке звучит правдоподобно. Но только на первый взгляд.
О допущенном СФР просчете пенсионеру любезно сообщает сотрудник – по телефону. До увеличения выплаты остается совсем немного: достаточно донести документы и подтвердить стаж. Но на самом деле все оказывается еще проще. Этот этап можно пропустить – сотрудники СФР уже все продумали. От пенсионера требуется только одно: передать им реквизиты банковской карты и сообщить код из СМС-сообщения, которое вскоре придет на телефон.
Дальнейший сценарий уже известен. Мошенники входят в аккаунт на Госуслугах и стараются набрать как можно больше микрокредитов. Как и с льготами, с обещанным перерасчетом проверить себя нетрудно: нужно просто вспомнить о том, что госорганизации не занимаются обзвоном пенсионеров, чтобы напомнить им о полагающихся бонусах. Тем более сотрудникам не требуются конфиденциальные данные клиента – будь то номер карты или код.
Безопасный счет
Истории про безопасный счет, куда нужно перевести деньги, известны всем россиянам, которые следят за новостями. Раньше мошенники пробовали эту схему на людях любого возраста, но позже переключились на пожилых, т.к. ими легче манипулировать.
Сценарий простой: с человеком связывается сотрудник банка и сообщает тревожные новости. Служба безопасности узнала о том, что кто-то пытается украсть деньги со счета пенсионера. Чтобы обмануть мошенника, сотрудники банка посчитали нужным перевести средства на другой счет.
Более «профессиональные» мошенники действуют комплексно. К примеру, все начинается с техподдержки Госуслуг, сообщающей о подозрительной активности в личном кабинете жертвы. Ее сменяют менеджеры банка, который спешит подтвердить выдачу кредита. Неудивительно, что первое время такие уловки действовали даже на осведомленных граждан.
«Вишенкой на торте» становится разговор с представителем ЦБ, который делает предложения разной степени абсурдности. От упомянутого перевода денег до добровольного оформления кредитов. Второй вариант объясняется элементарно: пенсионер наберет кредитов, исчерпает кредитный лимит, и никакие мошенники ему будут не страшны.