Накануне в ленте попалась заметка очередного историка о том, что вообще-то никаких особых репрессий в стране и не было. Открываю свой старый блокнот на 27 августа, и вижу: дочь Марины Цветаевой – Ариадну Сергеевну Эфрон как-раз-то и арестовали 85 лет назад – в 1939 году. Марина Ивановна увезла ее еще ребенком в эмиграцию. Аля была очень талантлива: она училась в художественной школе при Лувре, писала рассказы, стихи.
Поддавшись на коммунистическую агитацию, вернулась на родину из Франции в 1937 году. Следователи пытались «пристегнуть» ее к наспех слепленному делу о шпионской сети. Однако обвинения были настолько бредовыми, что Аля как-то выпала из дела. Но ей все равно дали 8 лет («подозрение в шпионаже») – просто так, не выпускать же.
Срок Аля отбывала в лагере в Коми, сначала мотористкой в швейном цехе, где шили белье для солдат, чинили шинели. За отказ стать стукачкой ее отправили в штрафной лагерь – еще дальше на север, валить лес. Она погибла бы, если бы не хлопоты друзей: в виде исключения Алю перевели в лагерь в Потьме, в Мордовию.
В 1947 году срок закончился, ее выпустили день в день – 27 августа, разрешили жить в Рязани и преподавать графику в художественно-педагогическом училище. В 1949 году начались повторные аресты: арестовали и Алю и отправили на пожизненное поселение в Туруханский край. Ни работой, ни жильем ссыльных не обеспечивали.
Туруханск же – большое село: дома все деревянные, 3 магазина (крупа, консервы, соленая рыба, водка, хлеба купить было невозможно). Аля с большим трудом устроилась уборщицей в школе: кроме мытья полов, таскания воды из Енисея в гору и прочего, на ней был сенокос, заготовка, пилка и колка дров, ремонт парт и побелка школы – и все это за 180 рублей в месяц. За пределы Туруханска отлучаться было нельзя, каждые 10 дней нужно было отмечаться в местном отделении МВД.
В Туруханске, кстати, отбывали ссылку Яков Свердлов и сам Сталин. При проклятом царском режиме ссыльным платили 4-8 рублей в месяц, работать никого не заставляли; революционеры свободно ездили друг к другу в гости за 100 километров.
В марте 1955 года дело на Ариадну Эфрон «за отсутствием состава преступления» прекратили. Она осталась одна из семьи (Марина Ивановна покончила с собой в 1941 году, Сергея Эфрона арестовали и расстреляли в 1939 году, брат Георгий погиб на фронте в 1944 году). И могила Али в Тарусе – единственная подлинная могила на всю семью.
* * *
Спасибо за доброе отношение, лайки, комментарий, подписку. Это помогает автору работать для вас. Но, если канал вам перестал нравиться, отписаться вы можете в любой момент.
#Эфрон #ссылка #арест #Ариадна #могила