Найти в Дзене
Retro Music

Оперный и камерный певец, режиссёр, педагог Александр Давыдов

Всем привет дорогие друзья! Сегодня я хотел бы с вами поговорить о советском певце народной и оперной музыки, это Давыдов Александр Михайлович Родился наш герой (настоящее имя Израиль Моисеевич Левенсон; 25 марта 1872 года, местечко Кобеляки Полтавской губернии — оперный и камерный певец (лирико-драматический тенор), популярный исполнитель романсов. После окончания сценической карьеры — оперный режиссёр и педагог, заслуженный артист Республики (1924 г.) Родился в семье учителя. С 12 лет, уехав в Киев, пел в хоре, затем в кафе-шантане. В Киеве познакомился с музыкантами. И. П. Прянишников помог перейти в хор Киевской оперы. В 1890—1892 годах обучался пению у Камилло Эверарди. Дебютировал на оперной сцене в партиях Фауста («Фауст») и Альфреда («Травиата») в 1889 г. в Екатеринославле, но скоро увлёкся и опереттой, параллельно выступая в операх и опереттах. Выступал в разных антрепризах по городам России. В 1900—1914 гг. солист петербургского императорского Мариинского театра дебютиро

Всем привет дорогие друзья! Сегодня я хотел бы с вами поговорить о советском певце народной и оперной музыки, это

Давыдов Александр Михайлович

Родился наш герой (настоящее имя Израиль Моисеевич Левенсон; 25 марта 1872 года, местечко Кобеляки Полтавской губернии — оперный и камерный певец (лирико-драматический тенор), популярный исполнитель романсов. После окончания сценической карьеры — оперный режиссёр и педагог, заслуженный артист Республики (1924 г.)

Родился в семье учителя. С 12 лет, уехав в Киев, пел в хоре, затем в кафе-шантане. В Киеве познакомился с музыкантами.

И. П. Прянишников помог перейти в хор Киевской оперы. В 1890—1892 годах обучался пению у Камилло Эверарди.

Дебютировал на оперной сцене в партиях Фауста («Фауст») и Альфреда («Травиата») в 1889 г. в Екатеринославле, но скоро увлёкся и опереттой, параллельно выступая в операх и опереттах. Выступал в разных антрепризах по городам России.

на фото: Александр Давыдов
на фото: Александр Давыдов

В 1900—1914 гг. солист петербургского императорского Мариинского театра дебютировал в партии Германа — «Пиковая дама»), продолжая гастролировать по России и за рубежом. По приглашению С. П. Дягилева выступал в Париже в программе «Русские сезоны» (1909г.).

В 1914—1915 гг. был руководителем русского отделения кинофирмы «Кинетофон Эдисона», выпускавшей экспериментальные звуковые фильмы. Вышло 37 фильмов этой фирмы, некоторые из них были отрывками из опер, арии в которых исполнил Давыдов («Евгений Онегин», «Мазепа», «Пиковая дама.»)

Из-за наступавшей глухоты в 1914 г. певец оставил оперную сцену, но ещё до 1924 г. продолжал концертную деятельность, исполняя русские, цыганские и неаполитанские песни и романсы. В 1924—1935 гг. жил в эмиграции в Париже, где состоял консультантом по художественной части в Парижском театре Русской оперы.

В 1934 г. стал режиссёром оперной труппы Ф. И. Шаляпина и по его же настоянию был приглашён в качестве режиссёра в парижский театр «Опера комик» в качестве постановщика «Князя Игоря» (музыкальным руководителем спектакля был А. К. Глазунов).

Вернулся в 1935 году в СССР. С 1936 года занимался педагогической деятельностью в вечерней школе пения при Мариинском театре, ставшим Ленинградским театром оперы и балета имени С. М. Кирова.

Написал литературные воспоминания о П. И. Чайковском, Ф. И. Шаляпине для различных сборников и журналов. Незаурядный вокалист, обладавший крупным актёрским дарованием. Исполнитель высокой музыкальной и общей культуры.

Репертуар певца был огромен и состоял из ролей в 85 операх и 30 опереттах.

Был популярен как исполнитель русских песен и «цыганских» романсов, прежде всего, Александра Алябьева, Николая Бакалейникова, Василия Врангеля, Якова Пригожего, Николая Зубова и Михаила Штейнберга.

Также Давыдов и сам был не чужд творчества. Пожалуй, самыми известными из его сочинений стали романсы «Отойди, не гляди» (на стихи Бешенцова) и «Зачем?»

Позднее, уже в советские годы давыдовский романс «Зачем?» особенно прославился в исполнении Веры Марецкой и Сергея Мартинсона, став одним из лучших музыкальных номеров фильма «Свадьба» военных лет.

В начале века Александр Михайлович записал на грампластинки около 400 произведений.

Умер Александр Давыдов в 1944 году. Похоронен на Литераторских мостках.

Друзья! Подписывайтесь на канал, включайте колокольчик, чтоб ничего не пропускать, я также веду свой одноимённый телеграм канал Retro Music, добавляйтесь туда, будем общаться, можем там обсудить взаимное продвижение и комментарии, для всех, кто на меня подписан. Меня зовут Руслан, всем до новых встреч!