Вадик погиб 2 января 1988 года.
Грустно и нелепо казалось всё вокруг, и смерть "на руках" - всё это далеко не так, как пишут в книгах и снимают в кино. Мгновение и тяжесть. Тяжело физически. Думаешь о нём как о живом, а это только его, вдруг отяжелевшее тело. И тут уж, кричи не кричи... в ответ терпкое осознание неизбежного, бездна, всё, пустота без краёв и дна.
2 января 1988 г Перевал Сатэ-Кандав завалило снегом.
Кому-то показалось, что он ещё дышит. Приложил ухо к груди. Хрустнуло что-то у него внутри и провалилось. Попытался поднять... Думал, искал взглядом, чтобы мне помогли, но видимо так был растерян, что получил резкий окрик "бойца-старичка":
- Не тормоши его, зажмурился он. Чего вылупился? Отпусти его, "жмур" он!
Наградили его орденом Красной Звезды посмертно. Тело в цинке вернули на Родину. Похоронен в Вышнем Волочке.
Много позже прочитал выдержку из наградного листа. Официально это звучит так:
Службу в ДРА проходил с декабря 1987 г. 2 января 1988 г. при ведении боевых действий в районе населенного пункта Ка-даркот стойко оборонял свою позицию от превосходящих сил противника. При обстреле огневой позиции мятежниками засек место РПУ и открыл огонь, тем самым дав возможность взводу занять свои огневые позиции и открыть прицельный огонь. В результате пусковая установка мятежников была уничтожена. В этом бою рядовой Волков погиб от разорвавшегося рядом снаряда.
Из разрушенного после БШУ кишлака притащили мешок леденцов для браги. Пил кипяток. Леденцы прилипали к зубам. Комок подступал к горлу, поларис коптил, воняло соляркой. Слёзы сами собой текли, разъедало глаза, знобило. Ночь. Где-то постреливают. Скоро идти в охранение.
Ночью под звёздным прозрачно-чёрным афганским небом искал звёзды. Густые тучи неслись рядом, протяни руку - вот она, давит на плечи. И вдруг разрыв в облаках, а там биллион звёзд спокойно брызнули в глаза и сам не понимая, кто толкнул под язык - прошептал:
- Будет сын - назову Вадиком.
Через пять дней 7 января 1988 года 9 рота 345 полка будет биться за высоту 3234. Это будет через пять дней, а пока, я на перевале, рядом с той высотой, на той самой операции "Магистраль", глотал со снежными зарядами жаркие капли, стекающие со щёк.
p.s. Сына я назвал Вадимом, правда, признаюсь, забыл я своё обещание и сам не знаю, кто толкнул под язык на регистрации. Мы с женой приготовили другое имя, а я неожиданно, словно из души вышло горлом: "Вадим... Вадим Евгеньевич".
Детей у меня пятеро. И старший сын - Вадим. Возил его на могилу тёзки лет двадцать назад.
2 января 2018 года проезжал мимо по трассе из Ленинграда в Москву. Вышний Волочёк. Вспомнил вдруг, свернули с трассы ночью на кладбище. Вот она - могилка друга, а знал-то я его один месяц живым. Он с пополнением к нам в начале декабря 1987 года прибыл.