Чтоб ворох нитей тканью стал,
Начало здесь – сновальный вал!
Ремизки ходят вверх и вниз,
И это вовсе не каприз,
Ведь нити, из которых ткут,
Пространство формируют тут.
И, сто преград преодолев,
Уток летит сквозь ткацкий зев,
Потом обратно повернёт,
Бердо плотнее нить прибьёт
К опушке ткани … Вот оно,
Суровой ткани полотно!
Наташа Беженцева
«Нить текста» - почему мы так говорим? Сейчас в современном русском языке это выражение назовут метафорой. Да и нередко можно услышать о нитях судьбы, о том, что жизнь висит на ниточке… Разве мы так говорим только для красоты? В русском языке просто так, из ниоткуда, ничего не появляется. У всего есть свой образ.
Поздняя осень – время женского рукоделия. В каждой избе начинали прясть нити для полотна. Неторопливое это дело. За прядением говорили-рассказывали, пели песни.
ТЕКла РЕЧь, лились звуки голосов, струилась нить. Когда нити было готовы, приходило время ТКания полотна, холста. НаТЯГивали на СТанок продольные НИТи, а поперёк пускали челнок с НИТью. Стремительно бежит челнок, несётся, как науТЁК. То в одну строну, то в другую – ТЯНет за собой НИТь, как РЕЧной поТОК.
Нити накладываются друг на друга в СТрогом порядке – в СТроки, сТЯГиваются между собой. А если ниточка закончилась, то привязывают кончик новой нити и дальше ТКут полотно.
НИТКА ЖИДКА, ДА ПОЛОТНА ТВОРИТ. Так говорит народная мудрость.
ТКАЦкий СТанок строго ограничивает ширину полотна. Полотно, сделанное на этом СТанке, ещё называют ТКАНью. ТКАНь, выполненная ТКАЧихой, может много рассказать о её мастерстве. ТКань, как ТЕКСТ книги, всё покажет, всё расскажет о рукодельнице.
Чем тоньше и ровнее полотно, тем искуснее мастерица. Потому что ТЕКСТ на ТКАНи показывает, как ТЕКут СТрого нити в полотне мастерицы. В наши дни ткацкий станок стал другим – большим и мощным. Появились ткацкие фабрики, развивается ТЕКСТИЛЬная промышленность. Но способ получения натуральной ткани-полотна остался тем же.
Мастерицы-ткачихи, которые живут в сёлах и деревнях, приглашают детей на экскурсии, чтобы показать, как наши предки рукодельничали вечерами, как пряли нити под неторопливые речи и певучие звуки голосов. Если у вас будет возможность, обязательно посмотрите, как появляется ТЕКСТ на ткацком станке. Это завораживающее зрелище, и обязательно захочется самому попробовать это удивительное ремесло – ТКАЧество.
А что же с нитями текста, написанного вручную или напечатанного в книге? Неужели и там повторяется этот образ? Конечно! Текст складывается из строк, каждая строка-строчка струится слева направо, и буквы образуют свой уникальный узор. Да и мысли текста вызывают у нас отклик.
В тексте есть «красная строка», как и в ткачестве место смены узора отмечается яркой красной нитью. Часто мы наблюдаем, что весь текст связан единой темой, словно соткан единой длинной нитью. А уж что говорить об авторах текстов! Одними мы зачитываемся, наслаждаясь узорами текстового полотна, а у других текстов невозможно выделить главное, они словно надёрганы из разных спутанных клубков нитей-смыслов.
Желаем вам владеть умением ткать текстовое полотно, а может быть, и освоить ткачество!