Мекка занимает центральное место в религиозном учении мусульман. Считается, что здесь родился, жил и был призван Аллахом в качестве своего посланника пророк Мухаммад. Отсюда берет начало ислам, здесь находится главная мусульманская святыня - Кааба, "первое сооружение на Земле, построенное самими ангелами для поклонения Богу".
Аллах заповедал Мухаммеду во время молитв соблюдать киблу - направление на Каабу и находящийся в ней Черный камень, святыню, принесенную ангелами из рая. В каждой мечети есть михраб - ниша в стене, указывающая направление киблы. Это незыблемое правило ислама - во время намаза обращаться в сторону Мекки.
Это всё настолько очевидно для мусульман, что задаваться в его отношении вопросами даже не приходит им в голову. Но вот западные исследователи, сопоставив известные всем факты друг с другом, с удивлением обнаружили, что вопросы в отношении киблы, Каабы и Мекки все-таки есть.
Если говорить коротко, на основании этих фактов они делают вывод, что Мекка не была колыбелью ислама и городом Пророка, что Мекку «назначили» священным городом спустя сто лет после смерти Мухаммада, и что изначальным местом, где он жил и основал свое учение и местом, которое Коран называет «местом Ибрахима» и Запретной святыней (مَسْجِدِ الْحَرَامِ - масджид аль-харам)(2:125,144) являлся совсем другой город - а именно, город Петра на юге Палестины, бывшая столица Набатейского царства, процветающий город древности, расположенный в долине Аравá, по которой проходит граница между современными Иорданией и Израилем.
Дэн Гибсон и революция Аббасидов
Одним из самых известных сторонников «теории Петры» является канадский востоковед Дэн Гибсон. Из собранных им многочисленных фактов он делает вывод о том, что Мекка получила свой сакральный статус в 720-х годах нашего века, в результате борьбы за власть в халифате между кланами Омейядов и Абассидов.
Перенос киблы в Мекку был важным пропагандистским ходом Абассидов, боровшихся за возврат власти от «узурпаторов Омейядов» назад к клану пророка Мухаммада. И ислам, каким мы его знаем сейчас, как раз и является результатом догматических преобразований Аббасидов, которые позаботились о том, чтобы вся предшествующая память об истинном положении вещей была стерта из общественного сознания и из истории.
Но следы её, по мнению Дэна Гибсона, всё же остались. Посмотрим, какие же доводы в пользу своей теории приводит канадский исследователь.
Археология
На территории Мекки не найдено никаких следов существования древнего города. В то время как в Петре эти следы найдены повсеместно - древние постройки, каменные колонны, которые могли служить границами заповедной территории вокруг главного святилища, и иные следы древнего поселения.
Более того, Петра находилась на пересечении всех важнейших караванных путей древнего Востока, в то время как Мекка находилась вдали от этих караванных путей. Это не вяжется с рассказами Корана о том, что жители Мекки были торговцами, и что в городе процветала торговля.
Сады и поля
В Коране мы читаем, что в Заповедном городе были многочисленные сады, рощи и плодоносные поля. В то время как в современной Мекке мы не видим ничего кроме пустыни и песков. Все эти сады и поля мы, однако, видим в Петре.
Кибла
Очень важным свидетельством в пользу статуса Петры как места зарождения ислама Дэн Гибсон считает обнаруженную им закономерность направления киблы в ранних мечетях, построенных в период вплоть до 720-х годов н.э.
Исследователь выбрал несколько ранних мечетей в разных частях Востока от Йемена до Сирии и прочертил на карте направления их киблы. Проведенные им линии сошлись в одной точке и этой точкой была не Мекка, а Петра! Это означает, что ранние мусульмане молились в направлении Петры.
Как же получилось, что при Аббасидах кибла «переехала» из Петры в Мекку?
Абдулла ибн аз-Зубайр
Дэн Гибсон называет в качестве «автора» переноса Заповедного города из Петры в Мекку сподвижника пророка Мухаммада Абдуллу ибн аз-Зубайра. Аз-Зубайр был очень значимой политической фигурой мусульманской уммы в первый век существования ислама. Зять первого праведного халифа Абу Бакра, племянник третьей жены пророка Мухаммада Аиши, он родился в Медине сразу после хиджры и, повзрослев, принял активное участие в завоевании Египта и Северной Африки.
Во время Первой фитны аз-Зубайр поддержал Омейядов, благодаря чему халифом стал наместник Сирии Муавия. Аз-Зубайр же занял пост шерифа Мекки. Однако, после смерти Муавии аз-Зубайр не поддержал его сына Язида и провозгласил халифом самого себя. В халифате началась Вторая фитна, в результате которой Омейяды взяли верх и аз-Зубайр был убит. Но до этого он, по мнению Дэна Гибсона, успел перенести Каабу из Петры в Мекку.
Войска Омейядов, осаждавшие Петру, вынуждены были взять передышку в связи с внезапной смертью халифа Язида и вернуться в Дамаск на время выборов нового халифа. Аз-Зубайр, понимая, что его разгром неминуем, взял Черный камень и Каабу и отправил его за полторы тысячи километров, вглубь Аравийского полуострова, в далекую, пустынную Мекку, надеясь спасти от Омейядов если не свою жизнь, то хотя бы Святыню пророка.
Так, по воле аз-Зубайра, кибла «переехала» на новое место. При Аббасидах этот новый Запретный город получил «официальный статус», и аббасидские халифы распорядились на каждой мечети прикрепить табличку с надписью «Кибла», чтобы мусульмане перестали «смотреть в сторону Петры» и обращались к Мекке . Для того, чтобы окончательно закрепить этот статус Мекки в сознании мусульман, Аббасиды нещадно сжигали книги и рукописи, противоречившие новой истории. А ещё, как считает Дэн Гибсон, «подправили» Коран, чтобы название «Мекка» появилось и там, и чтобы уже ни у кого не возникало сомнений в истинности «аббасидского миропорядка».
Бекка vs Мекка
Название «Мекка» упоминается в Коране всего один раз - в суре Аль-Фатх (Победа):
«Он - Тот, Кто убрал их руки от вас и ваши руки от них в долине Мекки.» (48:24)
В иных же местах Корана мы видим название «Бекка» как синоним Запретного святилища - Масджид аль-Харам. Вот, например, как сказано о нём в суре Аль-Имран (Семейство Имрана): «Воистину, первым домом, который воздвигнут для людей, является тот, что находится в Бекке.» (3:96) В современном исламе принято отождествлять названия «Мекка» и «Бекка». Однако Дэн Гибсон придерживается иной версии.
По его мнению название «Бекка» происходит от слова «букаа» (بكاء) («плач») и означает «Место плача». Таким местом как раз и является Петра. Дело в том, что Петра неоднократно подвергалась сильным землетрясениям, последнее из которых произошло как раз за несколько десятилетий до рождения пророка Мухаммада. Это землетрясение принесло многочисленные разрушения и жертвы. Вполне естественно, что город стал называться «Местом плача».
Для того же, чтобы «переотождествить» Бекку с Меккой, аббасидским писцам нужно было лишь пририсовать маленький полукруг к букве «б».
Согласитесь, что в арабском письме такая подмена пройдет абсолютно незамеченной, тем более, что при Аббасидах огласовок в арабском языке ещё не было.
بكة Бекка
مكة Мекка
Что же в результате?
Итак, доводы исследователей против Мекки и в пользу Петры кажутся вполне убедительными. Готовы ли мы поверить им или решим проверить их собственными изысканиями, вспомнив средневекового философа Абеляра, который говорил, что «вера без проверки недостойна свободной личности»? Пусть каждый решает сам, я лишь пересказал интересную версию, которая претендует на то, чтобы перевернуть современное историческое понимание первых веков.
🔗Ссылка на документальный фильм для ознакомления.
Если статья была полезна для вас, подписывайтесь на мой канал в Телеграм либо на мой канал в самом Дзен:
Авторский канал востоковеда про Ближний Восток и не только. Всего понемногу: новости, ссылки на мои и чужие интересные статьи, мысли, фото из поездок. В целом от политики до бизнеса. https://t.me/vo100koved