Найти в Дзене

Избавляясь от гнева, мы уподобимся Богу. "Ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать"

Оглавление

…Ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: «Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?». Но Он, обратившись к ним, запретил и сказал: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать». (Лк.9,54-56)

«Христос хочет, чтобы бесы гнева немедленно бежали от рабов Божиих и, войдя в свиней, скрылись в бездне. Готово принять их это стадо, низвергающееся в глубину. Но не касайтесь нас, о которых имеет попечение Сам Бог», - писал святитель Григорий Богослов.
Святитель Иоанн Златоуст: «Если ты примиришься здесь, то избавишься от суда там..." Фото из свободного источника в Интернете.
Святитель Иоанн Златоуст: «Если ты примиришься здесь, то избавишься от суда там..." Фото из свободного источника в Интернете.

Ему вторил преподобный Ефрем Сирин:

«Если ты примиришься здесь, то избавишься от суда там...

«Гневающийся на ближнего да примирится с ним, чтобы примирился с ним прогневанный праведный Судия».

Высказывался на эту тему и святитель Иоанн Златоуст. Больше того, со свойственным ему практицизмом он, можно сказать, «разложил по полочкам» проблему, понятно и конкретно объяснив, как христианину в этом случае следует поступать:

«Если ты примиришься здесь, то избавишься от суда там...
Когда к тебе, терпящему что-либо ужасное и невыносимое, подступят гнев и ярость, вспомни о кротости Христа, и скоро станешь кротким и смиренным... извлекая величайшую пользу из кротости не только для себя, но и для врага, наставляя его (примером) быть добрым».

И далее продолжал свою мысль:

«В этом-то (примирении) и состоит исцеление душ и ран наших, в этом – самый лучший путь угождения Богу, в этом – самое верное отличие боголюбивой души, когда мы все исполняем ради закона Господня и не поддаемся неблагородным мыслям, но становимся выше страстей, представляя себе благодеяния, ежедневно оказываемые нам Богом».
Да воцарится смирение в душах наших! Фото из свободных источников в Интернете.
Да воцарится смирение в душах наших! Фото из свободных источников в Интернете.

И святитель Тихон Задонский со свойственной ему кротостью предостерегал:

«Как не угашается огонь огнем, так не побеждается гнев гневом, но разжигается еще больше. Отсюда восстают ссоры, войны, драки, кровопролития, убийства и прочее зло. А кротостью и любовью часто и самые свирепые враги преклоняются и примиряются».

Считая гнев большим злом для человека, преподобный авва Исаия наставлял:

«Горе людям, которые наносят ближнему оскорбления и бесчестия, ибо они не знают блаженства любви.

Если ты скажешь оскорбительное слово, если оскорбишь брата, то огорчишь не его, а Духа Святого.
Христос вкусил за нас желчь, чтобы мы погасили в себе гнев и всякое суетное смущение.

Что для огня вода, то для гнева кротость и ласковость.
Непозволительно гневаться как без причины, так и по основательной причине, ибо это воспрещено Господом".

«Что мы знаем о гневе и злости? Можем ли мы своим судом судить человека? – риторически спрашивал преподобный Нил Синайский. И сам же отвечал:

«Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду», – говорит Господь (Мф.5.22). Не гневайся ни на одного человека, хотя бы и сильно кем-либо был оскорблен: «Ибо гнев человека не творит правды Божией», – говорит апостол (Иак.1,20)
«Солнце да не зайдет во гневе вашем (Еф.4,26), говорит апостол.– Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф.;,31-32).
Щадя других и не проявляя своего гнева, сам найдешь пощаду, в общем мнении покажешься благоразумным и сохранишь способность молиться».

Кстати, о молитве. Многие святые отцы настоятельно советовали перед каждой молитвой рассматривать свою совесть. И находя в ней негатив по отношению к ближнему, искоренять его. Веками проверено, что лучший способ защититься от зла недоброжелателей, врагов видимых и невидимых – это молитва за них. И, конечно, не забывать их благословлять и не лениться держать пост.

Молитва о врагах святителя Николая Сербского

Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну.

Враги решительнее друзей толкают меня в объятия Твои. Друзья тянули меня к земле, враги разрушали все надежды мои на земное. Они сделали меня странником в царствах земных и ненужным жителем земли. Как преследуемый зверь быстрее находит себе убежище, чем непреследуемый, так и я, гонимый врагами, укрылся под покровом Твоим, где ни друзья, ни враги не могут погубить душу мою.

Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну.

Они вместо меня исповедали перед миром грехи мои.

Они бичевали меня, когда я сам жалел бичевать себя.

Они мучили меня, когда я от мук бегал.

Они поносили меня, когда я льстил себе.
Они плевали в меня, когда я был горд собой.
Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну.
Когда я считал себя мудрым, они называли меня безумцем.

Когда я считал себя сильным, они смеялись надо мной, как над карликом.

Когда я стремился быть первым, они теснили меня к последним.

Когда стремился к богатству, они били меня по рукам наотмашь.

Когда я собирался спать мирно, они будили меня ото сна.

Когда я строил дом для долгой и тихой жизни, они разрушали его и изгоняли меня.

Воистину, враги отлучили меня от мира и помогли рукам моим дотянуться до края одежд Твоих.
Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну.
Благослови их и умножи, умножи и сильнее ожесточи на меня.
Да будет бегство мое к Тебе безвозвратным.

Да истают надежды мои на земное, как паутина.

Да воцарится смирение в душе моей.

Да станет сердце мое могилой близнецам злобным — гневу и гордости.

Да соберу на небесах все сокровища свои.

Да освобожусь навсегда от самообольщения, запутавшего меня в страшную сеть жизни призрачной.

Враги открыли мне то, что немногим ведомо: нет у человека врагов, кроме него самого.
Тот лишь ненавидит врагов, кто не познал, что враги не враги, но друзья взыскательные.
Воистину, трудно сказать мне, кто сделал мне больше добра и кто причинил больше зла — враги или друзья.
Посему благослови, Господи, и друзей, и врагов моих.

Раб клянет врагов, ибо не ведает. Сын их благословляет, ибо ведает.

Ибо ведает сын, что враги не властны над жизнью его. Потому ходит он среди них свободно и молится о них ко Господу.

Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну.

Читайте молитвы, друзья, и не забывайте благодарить Господа Нашего, Матушку Богородицу, святых и Ангелов. И никогда, ни при каких обстоятельствах не падайте духом!