Найти в Дзене
Изостудия "УВЛЕЧЕНИЕ"

ИЗО. 5 класс. Уроки рисования в школе.

5 класс/урок №1

Декоративно-прикладное искусство и человек: обсуждаем многообразие прикладного искусства

Солярные знаки (условные знаки)

Вода

-2

Задание:

Рисунок на тему «Дерево жизни». С использованием солярных знаков.

Материалы: альбом, простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.

5 класс/урок №2

Древние образы в народном искусстве: выполняем рисунок или лепим узоры

Образ солнцазанимает одно из главных мест в украшении жилища.

Образ матери – сырой земли. Женская фигура представляет землю, которая приносит урожай и продолжает род.

«Макошь» - Мать хорошего урожая.

«Дерево жизни – символ растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Символизирует счастливое продолжение рода.

Конь – олицетворял движущееся по небу солнце.

Птица – люди верили, что птицы прогоняют своим звонким пением зимнюю стужу и приносят на крыльях весну «красную, теплое лето.

Задание:

Нарисовать наличник окна крестьянской избы. С использованием солярных знаков.

Материалы: альбом, простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.

5 класс/урок №3

Убранство русской избы: выполняем фрагмент украшения избы

Конь – охлупень: украшает крышу дома.

Доска – полотенце: верхняя часть избы.

Доски – причелины: по краю крыши.

Фронтон и наличники: украшают окна.

Задание:

Нарисовать деревянный крестьянский дом (Русская изба).

Материалы: альбом, простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.

5 класс/урок №4

Внутренний мир русской избы: изображение крестьянского интерьера

Печь – семейный очаг, основа дома.

Красный угол – в правом углу избы, духовный центр дома.

Голбец – ящик с дверцами, сбоку от печи, для входа в подполье.

Прялка, ткацкий станок – в самом светлом углу дома.

Задание:

Нарисовать интерьер крестьянского дома.

Материалы: альбом, простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.

5 класс/урок №5

5. Конструкция и декор предметов народного быта: выполняем эскиз формы прялки или посуды

· Предметы быта, которые расписывали разными узорами:

· Детская люлька.(На ней было принято изображать сценки из жизни человека, цветы, солнечные знаки , которые оберегали от сглаза)

· Ковш. Был разной формы. В нем подавали разные напитки и воду.

· Хлебница.

· Рубель. (С помощью этого предмета крестьянки разглаживали льняные увлажненные холсты, намотанные на скалку).

· Вальки.( Женщины при стирке выколачивали ими бельё).

· Прялка. Очень часто прялку дарили женщинам, отец дочери, муж жене. Потом хранили всю жизнь и передавали по наследству. Поэтому ее старались украсить особенно нарядно.

Задание:

Выполнить эскиз декоративного украшения любого предмета крестьянского быта (ковш, солонка, прялка).

Материалы: альбом, простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.

5 класс/урок №6

Конструкция и декор предметов народного быта (продолжение): выполняем роспись эскиза прялки или посуды.

Продолжение

Задание:

Выполнить эскиз декоративного украшения любого предмета крестьянского быта (ковш, солонка, прялка).

Материалы: альбом, простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.

5 класс/урок №7

Русская народная вышивка: выполняем эскиз орнамента вышивки полотенца

Орнамент – это ритм, который создается чередованием повторяющихся элементов.

Мотивы орнамента: птицы, кони, растительные элементы.

Белый цвет – свет, чистота, «земля».

Красный цвет – огонь, жизнь, «солнце».

Задание:

Выполнить эскиз вышитого полотенца по мотивам народной вышивки.

Материалы: альбом, простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.

5 класс/урок №8

Народный праздничный костюм: выполняем эскиз народного праздничного костюма северных или южных районов России

Женский костюм.

· Рубаха – основа женского народного костюма.

· Сарафан.

· Епанечка. (Жилетка, безрукавка)

· Косник – украшение из бисера, вплетали в косу.

· Коруна, повязка, венец, кокошник – украшали голову.

Задание:

Выполнить эскиз женского народного костюма.

Материалы: альбом, простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.

5 класс/урок №9

Народный праздничный костюм (продолжение): выполняем орнаментализацию народного праздничного костюма

Мужской костюм

· Рубаха (косоворотка) – до колен, у ворота разрез.

· Порты – длинные, неширокие штаны.

· Сапоги.

· Лапти.

· Зипун – верхняя одежда.

· Шапка из сукна или войлока.

Задание:

Выполнить эскиз мужского народного костюма.

Материалы: альбом, простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.

5 класс/урок №10

Народные праздничные обряды: проводим конкурсы, ролевые и интерактивные игры или квесты

Святочные обряды – колядование, ряженье, гадание.

Масленичные обряды – игры и затеи, катание на лошадях, сжигание чучела Масленицы (прощание с зимой).

Зеленые святки – гуляния, песни, хороводы вокруг березы. Осенины – прощание с летом, встреча осени, праздник урожая.

Праздник – это народное творчество в действии.

(Нарядные костюмы, красочные маски, напевные песни, озорные шутки – прибаутки, хороводы).

Задание:

Рисунок на тему «Народные праздничные обряды».

Материалы: альбом, простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.

5 класс/урок №11

Древние образы в современных народных игрушках: создаем пластическую форму игрушки

Филимоновская игрушка.

Деревня Филимоново в Тульской области.

Особенности филимоновской игрушки:

Вытянутые, мягкие по очертаниям формы.

Из белой глины.

Фигурки людей.

Животные - свистульки.

Основные цвета: малиново-красный, желтый, изумрудно зеленый.

Задание:

Рисунок на тему «Филимоновская игрушка».

Материалы: альбом, простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.

5 класс/урок №12

Древние образы в современных народных игрушках (продолжение): выполняем роспись игрушки

Дымковская игрушка.

Зародилась в дымковской слободе, около города Вятки (сейчас Киров).

Особенности дымковской игрушки:

Форма игрушек монолитна, силуэт мягкий, плавный, округлый.

Много лепных деталей: оборки, воланы, косички.

Основные элементы росписи: круги, овалы, клетки, полоски, волнистые линии, точки.

Основные цвета: желтый, синий, малиново-красный, зеленый, черный

(дополнительные цвета: голубой, розовый, оранжевый, коричневый).

Задание:

Рисунок на тему «Дымковская игрушка».

Материалы: альбом, простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.

5 класс/урок №13

Искусство Гжели: осваиваем приемы росписи.

Расписывали посуду по белой обожжённой глине кобальтовой краской черного цвета, а сверху покрывали глазурью. При обжиге, кобальт становился синим.

Расписывали посуду и мелкую декоративную пластику (скульптурки людей, животных, сценки из жизни).

Задание:

Нарисуй чайный сервиз или квасник. Укрась основными элементами гжельской росписи.

Материалы: альбом, простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.

5 класс/урок №14

Городецкая роспись: выполняем творческие работы

Зародилось искусство около Городца - старинного города, на берегу Волги, не далеко от Нижнего Новгорода.

Крестьяне украшали росписью прялки, шкафчики, сани, детские игрушки.

Темы росписи: птицы, кони, сценки чаепития, охоты. Эти сценки украшались розанами, купавками, зелеными веточками.

Основные элементы: купавка, бутон, роза, листочки.

Основные цвета: красный, черный, зеленый, синий, белый.

Задание:

Выполни в традиции городецкой росписи эскиз доски для резки хлеба.

Материалы: альбом, простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.

5 класс/урок №15

Золотая Хохлома: выполняем роспись

Расписная деревянная посуда.

Элементы росписи: растительные узоры, «под листок», «травка», «кудрина».

Основные цвета: красный, черный, совсем немного желтого и зеленого.

Узор покрывали олифой или лаком и ставили в горячую печь. Узор становился золотым.

Задание:

Нарисуй посуду и распиши ее узорами хохломы.

Материалы: альбом, простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.

5 класс/урок №16

Искусство Жостова: выполняем аппликацию фрагмента росписи

Подмосковное село Жостово.

Роспись жестяных подносов.

Цвет подноса: черный, синий, красный.

Рисунки: цветы, венки, пейзажи.

Этапы работы:

· Замолевок – намечают основные пятна композиции.

· Тенёжка – затемняют с одной стороны.

· Бликовка – выделяют самые освещенные места.

· Покрытие лаком.

· Уборка – украшение борта подноса золотой краской.

Задание:

Нарисуй и распиши поднос.

Материалы: альбом, простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.

5 класс/урок №17

Искусство лаковой живописи (Федоскино, Палех, Мстера, Холуй): выполняем творческие работы по мотивам произведений лаковой живописи

Щепа. Птица счастья.

Птица счастья – так называли люди щепную птицу. Туловище - из дерева, а крылья и хвост сделаны из щепы – тонкой пластинки, отколотой по слою дерева.

Традиции изготовления птиц из дерева зародилась в деревнях Архангельской губернии.

Они были украшением изб. Люди верили, что птица приносит счастье, добро, охраняет покой дома, несет детям здоровье.

Задание:

Изготовление «Птицы Счастья»

Материалы: цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей-карандаш, простой карандаш, ластик.

5 класс/урок №18

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте: выполняем творческую работу по мотивам мезенской росписи.

Мезенская роспись – роспись по лубу и бересте.

Украшали: прялки, ковши, короба, хлебницы, набирухи.

Для росписи применяли всего два цвета: красный – охру, добытую из береговой глины, черный – сажу, смешанную с раствором смолы.

Рисунок покрывали олифой.

При высыхании она придавала основному фону золотистый солнечный цвет.

Основные элементы: кони, олени, птицы, растительные элементы.

Особенности мезенской росписи:

1 ярус (небесный) – птицы.

2 ярус (наземный) – олени, кони.

3 ярус (подземный) – рыбы.

Задание:

Выполни фрагмент мезенской росписи, включив в композицию образ птицы, конька или оленя.

Материалы: альбом, простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.

5 класс/урок №19

19. Роль народных художественных промыслов в современной жизни: конкурс поисковых групп и экспертов

Мезенская роспись (продолжение).

Задание:

Выполни фрагмент мезенской росписи, включив в композицию образ птицы, конька или оленя.

Материалы: альбом, простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.

5 класс/урок №20

Зачем людям украшения: социальная роль декоративного искусства

Греческая вазопись.

Греческая вазопись – это декоративная роспись сосудов. Сосуд покрывался специальными красками и лаком, а потом обжигался.

Геометрический стиль. Коричневая краска по бледножелтому фону.

Чернофигурная вазопись.

Черная роспись на оранжевом фоне. Силуэты людей и животных.

Задание:

Выполнить рисунок на тему «Греческая ваза».

Материалы: альбом, простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.

5 класс/урок №21

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Древний Египет: выполняем эскизы на темы «Алебастровая ваза», «Ювелирные украшения», «Маска фараона»

История костюма. Древний Египет.

Фараон – правитель Египта. Нарядные одежды выделяли его среди других людей, подчеркивая особое положение в обществе.

Священные символы: урея (кобры – защитницы), грифон.

Клафт – полосатый платок.

Тиара – двойная корона.

Одежда жрецов – шкура леопарда.

Чиновники – передник, парик, ожерелье.

Воины – просторный набедренник.

Бедняк – льняная ткань, грубая кожа.

Задание:

Рисунок «Маска фараона»

Материалы: альбом, простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.

5 класс/урок №22

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Древний Египет (продолжение). Завершение работы по темам «Алебастровая ваза», «Ювелирные украшения», «Маска фараона»

Маска фараона. (Продолжение).

Задание:

Рисунок «Маска фараона»

Материалы: альбом, простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.

5 класс/урок №23

Одежда говорит о человеке: выполняем коллективную работу «Бал во дворце» (интерьер)

Декоративное искусство Европы XVII в.

Интерьер дворца того времени был великолепен. Дорогая мебель, изысканные вещи, расписанные потолки, зеркала, хрустальные люстры, обилие лепнины с позолотой.

Парадная мебель была разной формы и имела богатый декор. Диваны и кресла обтягивались тканями. Мебель из дерева делали из ценных пород и украшали полудрагоценными камнями.

Канделябры (большие подсвечники) и большое количество мелких декоративных элементов на стенах, были из серебра и золота, что еще больше усиливало впечатление парадности в интерьере.

Задание:

Рисунок «Бал во дворце». Выполнить интерьер в цвете.

Материалы: альбом, простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.

5 класс/урок №24

Одежда говорит о человеке (продолжение 1): изображение фигур людей в костюмах для коллективной работы «Бал во дворце»

Костюм Западной Европы XVII в.

Костюм очень пышный, с большим количеством украшений.

Одежда из парчи, обшитая золотом.

Мужской костюм:

Парик

Широкополая шляпа.

Длинный, приталенный кафтан, под него надевали камзол.

На ногах – шёлковые чулки, туфли с бантом-бабочкой.

Задание:

Рисунок «Мужской костюм Западной Европы XVII в.»

Материалы: альбом, простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.

5 класс/урок №25

Одежда говорит о человеке (продолжение 2): завершаем коллективную работу «Бал во дворце»

Костюм Западной Европы XVII в.

Женский костюм:

Платье из дорогой, тяжелой ткани (бархат, атлас, парча) с декоративной отделкой. Форма его держалась на жестком каркасе. Украшали оборками, кружевами, бантами.

Бархатные туфли.

Веер.

Длинные кружевные перчатки.

На голове высокие сооружения из цветов и драгоценностей.

Задание:

Рисунок «Женский костюм Западной Европы XVII в.»

Материалы: альбом, простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.

5 класс/урок №26

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы: создаем композицию эскиза герба

Геральдика – наука о составлении гербов. Зародилась в XIV – XVвв.

Условные изображения:

· Дуб, медведь – сила.

· Факел, раскрытая книга – знание.

· Пчела – трудолюбие.

· Лавр – слава.

· Дракон – могущество.

· Рука – храбрость.

Цвет:

· Жёлтый (золото) – богатство и справедливость.

· Белый (серебро) – чистота.

· Темно-красный – любовь, смелость.

· Голубой – красота, величие.

· Зеленый – изобилие.

· Пурпурный (красный с оттенком синего) – могущество.

· Черный – мудрость.

Задание:

Придумай герб своей семьи.

Герб ремесленного цеха.

Материалы: альбом, простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.

5 класс/урок №27

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы (продолжение): создаем эскиз герба в цвете

Эскиз герба (продолжение)

Задание:

Придумай герб или эмблему на выбор: школы, класса, школьного кабинета, спортивного клуба.

Материалы: альбом, простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.

5 класс/урок №28

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества: определяем роль декоративно-прикладного искусства в жизни современного человека и обобщаем материалы по теме

Художественная керамика.

Керамика – это изделия из цветной обожжённой глины.

Фарфор и фаянс – создаются из более тонких белых глин.

Теракота – натуральный цвет обожжённой глины.

Керамику покрывают глазурью (тонкий стекловидный слой) или не прозрачными эмалями, чтобы после обжига была более блестящая.

Декоративная пластика – объемные фигурки птиц, животных, людей. Разные по величине, цвету, форме, фактуре.

Задание:

Рисунок на тему «Моя любимая чашка».

Материалы: альбом, простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.

5 класс/урок №29

Современное выставочное пространство: выполняем проект эскиза панно для школьного пространства

Гобелен– это художественно исполненный тканый ковер, для украшения стены. Создается гобелен за ткацким станком. Традиционные ткацкие материалы – это шерсть и лен.

Батик – искусство росписи ткани.

Холодный батик – рисунок выполняется по ткани специальным составом (резервом) при помощи стеклянных трубочек. Потоп расписывается красками.

Горячий батик – рисунок наносится при помощи растопленного воска и красок, по принципу от светлого к темному.

Квиллинг(бумагокручение) – искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Готовым спиралькам придается различная форма и таким образом получаются разные элементы (модули).

Задание:

Эскиз декоративного панно для школьного пространства.

Материалы: альбом, простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.

5 класс/урок №30

Лоскутная аппликация, или коллаж: выполняем практическую работу по созданию лоскутной аппликации

Мозаика

Мозаика – декоративно-прикладное и монументальное искусство. Это набор и закрепление на поверхности разнообразных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

Мозаика устойчива к погодным условиям, поэтому ею украшают парки, фасады домов. Используют в оформлении каминов и печей.

Задание:

Создание декоративного панно в технике аппликация.

Материалы: цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей-карандаш, простой карандаш, ластик.

5 класс/урок №31

Витраж в оформлении интерьера школы: выполняем коллективную практическую работу

Витраж

Куски цветных стёкл крепятся в металлических переплетах. Получается яркий рисунок с черным контуром.

Цветные окна были украшением средневековых соборов в городах Западной Европы.

В настоящее время витраж украшает окна, двери, перегородки в интерьере.

Задание:

Эскиз витража.

Материалы: альбом, простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.

5 класс/урок №32

Нарядные декоративные вазы: выполняем практическую работу по изготовлению декоративной вазы

Вазы бывают: легкие и воздушные из хрусталя, фарфоровые, из керамики покрытые глазурью, стеклянные, пластиковые, из металла, плетенные из лозы, бамбуковые.

Вазы можно разделить на виды:

· Настольные

· Напольные

· Домашние

· Уличные

· Цветочные

· Декоративные

Так же вазы различаются по форме, размеру, материалу.

Задание:

Придумай дизайн вазы.

Материалы: альбом, простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.

5 класс/урок №33

Декоративные игрушки из мочала: выполняем коллективную работу в материале

Мочало– материал из которого в старину делали рогожи, циновки, веревки и многое другое.

Луб, находится под корой дерева. Его размачивают, раздирают на волокна и получается мочало.

Из него делали разные игрушки: коньков, баранов, птиц.

Задание:

Изготовление декоративной игрушки.

5 класс/урок №34

Декоративные куклы: выполняем практическую работу по изготовлению куклы

Кукла – образ человека, с которым можно разговаривать, одевать, кормить.

Все дети любят играть в куклы.

Куклы бывают:

· Современные, сделанные на фабриках игрушек.

· Старинные: тряпичные, деревянные, соломенные, глиняные (они хранятся в музеях).

· Кукла – сувенир.

Художники создают оригинальные куклы и представляют их на выставках.

Задание:

Изготовление декоративной куклы.