5 класс/урок №1
Декоративно-прикладное искусство и человек: обсуждаем многообразие прикладного искусства
Солярные знаки (условные знаки)
Вода
Задание:
Рисунок на тему «Дерево жизни». С использованием солярных знаков.
Материалы: альбом, простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.
5 класс/урок №2
Древние образы в народном искусстве: выполняем рисунок или лепим узоры
Образ солнца– занимает одно из главных мест в украшении жилища.
Образ матери – сырой земли. Женская фигура представляет землю, которая приносит урожай и продолжает род.
«Макошь» - Мать хорошего урожая.
«Дерево жизни – символ растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Символизирует счастливое продолжение рода.
Конь – олицетворял движущееся по небу солнце.
Птица – люди верили, что птицы прогоняют своим звонким пением зимнюю стужу и приносят на крыльях весну «красную, теплое лето.
Задание:
Нарисовать наличник окна крестьянской избы. С использованием солярных знаков.
Материалы: альбом, простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.
5 класс/урок №3
Убранство русской избы: выполняем фрагмент украшения избы
Конь – охлупень: украшает крышу дома.
Доска – полотенце: верхняя часть избы.
Доски – причелины: по краю крыши.
Фронтон и наличники: украшают окна.
Задание:
Нарисовать деревянный крестьянский дом (Русская изба).
Материалы: альбом, простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.
5 класс/урок №4
Внутренний мир русской избы: изображение крестьянского интерьера
Печь – семейный очаг, основа дома.
Красный угол – в правом углу избы, духовный центр дома.
Голбец – ящик с дверцами, сбоку от печи, для входа в подполье.
Прялка, ткацкий станок – в самом светлом углу дома.
Задание:
Нарисовать интерьер крестьянского дома.
Материалы: альбом, простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.
5 класс/урок №5
5. Конструкция и декор предметов народного быта: выполняем эскиз формы прялки или посуды
· Предметы быта, которые расписывали разными узорами:
· Детская люлька.(На ней было принято изображать сценки из жизни человека, цветы, солнечные знаки , которые оберегали от сглаза)
· Ковш. Был разной формы. В нем подавали разные напитки и воду.
· Хлебница.
· Рубель. (С помощью этого предмета крестьянки разглаживали льняные увлажненные холсты, намотанные на скалку).
· Вальки.( Женщины при стирке выколачивали ими бельё).
· Прялка. Очень часто прялку дарили женщинам, отец дочери, муж жене. Потом хранили всю жизнь и передавали по наследству. Поэтому ее старались украсить особенно нарядно.
Задание:
Выполнить эскиз декоративного украшения любого предмета крестьянского быта (ковш, солонка, прялка).
Материалы: альбом, простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.
5 класс/урок №6
Конструкция и декор предметов народного быта (продолжение): выполняем роспись эскиза прялки или посуды.
Продолжение
Задание:
Выполнить эскиз декоративного украшения любого предмета крестьянского быта (ковш, солонка, прялка).
Материалы: альбом, простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.
5 класс/урок №7
Русская народная вышивка: выполняем эскиз орнамента вышивки полотенца
Орнамент – это ритм, который создается чередованием повторяющихся элементов.
Мотивы орнамента: птицы, кони, растительные элементы.
Белый цвет – свет, чистота, «земля».
Красный цвет – огонь, жизнь, «солнце».
Задание:
Выполнить эскиз вышитого полотенца по мотивам народной вышивки.
Материалы: альбом, простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.
5 класс/урок №8
Народный праздничный костюм: выполняем эскиз народного праздничного костюма северных или южных районов России
Женский костюм.
· Рубаха – основа женского народного костюма.
· Сарафан.
· Епанечка. (Жилетка, безрукавка)
· Косник – украшение из бисера, вплетали в косу.
· Коруна, повязка, венец, кокошник – украшали голову.
Задание:
Выполнить эскиз женского народного костюма.
Материалы: альбом, простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.
5 класс/урок №9
Народный праздничный костюм (продолжение): выполняем орнаментализацию народного праздничного костюма
Мужской костюм
· Рубаха (косоворотка) – до колен, у ворота разрез.
· Порты – длинные, неширокие штаны.
· Сапоги.
· Лапти.
· Зипун – верхняя одежда.
· Шапка из сукна или войлока.
Задание:
Выполнить эскиз мужского народного костюма.
Материалы: альбом, простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.
5 класс/урок №10
Народные праздничные обряды: проводим конкурсы, ролевые и интерактивные игры или квесты
Святочные обряды – колядование, ряженье, гадание.
Масленичные обряды – игры и затеи, катание на лошадях, сжигание чучела Масленицы (прощание с зимой).
Зеленые святки – гуляния, песни, хороводы вокруг березы. Осенины – прощание с летом, встреча осени, праздник урожая.
Праздник – это народное творчество в действии.
(Нарядные костюмы, красочные маски, напевные песни, озорные шутки – прибаутки, хороводы).
Задание:
Рисунок на тему «Народные праздничные обряды».
Материалы: альбом, простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.
5 класс/урок №11
Древние образы в современных народных игрушках: создаем пластическую форму игрушки
Филимоновская игрушка.
Деревня Филимоново в Тульской области.
Особенности филимоновской игрушки:
Вытянутые, мягкие по очертаниям формы.
Из белой глины.
Фигурки людей.
Животные - свистульки.
Основные цвета: малиново-красный, желтый, изумрудно зеленый.
Задание:
Рисунок на тему «Филимоновская игрушка».
Материалы: альбом, простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.
5 класс/урок №12
Древние образы в современных народных игрушках (продолжение): выполняем роспись игрушки
Дымковская игрушка.
Зародилась в дымковской слободе, около города Вятки (сейчас Киров).
Особенности дымковской игрушки:
Форма игрушек монолитна, силуэт мягкий, плавный, округлый.
Много лепных деталей: оборки, воланы, косички.
Основные элементы росписи: круги, овалы, клетки, полоски, волнистые линии, точки.
Основные цвета: желтый, синий, малиново-красный, зеленый, черный
(дополнительные цвета: голубой, розовый, оранжевый, коричневый).
Задание:
Рисунок на тему «Дымковская игрушка».
Материалы: альбом, простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.
5 класс/урок №13
Искусство Гжели: осваиваем приемы росписи.
Расписывали посуду по белой обожжённой глине кобальтовой краской черного цвета, а сверху покрывали глазурью. При обжиге, кобальт становился синим.
Расписывали посуду и мелкую декоративную пластику (скульптурки людей, животных, сценки из жизни).
Задание:
Нарисуй чайный сервиз или квасник. Укрась основными элементами гжельской росписи.
Материалы: альбом, простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.
5 класс/урок №14
Городецкая роспись: выполняем творческие работы
Зародилось искусство около Городца - старинного города, на берегу Волги, не далеко от Нижнего Новгорода.
Крестьяне украшали росписью прялки, шкафчики, сани, детские игрушки.
Темы росписи: птицы, кони, сценки чаепития, охоты. Эти сценки украшались розанами, купавками, зелеными веточками.
Основные элементы: купавка, бутон, роза, листочки.
Основные цвета: красный, черный, зеленый, синий, белый.
Задание:
Выполни в традиции городецкой росписи эскиз доски для резки хлеба.
Материалы: альбом, простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.
5 класс/урок №15
Золотая Хохлома: выполняем роспись
Расписная деревянная посуда.
Элементы росписи: растительные узоры, «под листок», «травка», «кудрина».
Основные цвета: красный, черный, совсем немного желтого и зеленого.
Узор покрывали олифой или лаком и ставили в горячую печь. Узор становился золотым.
Задание:
Нарисуй посуду и распиши ее узорами хохломы.
Материалы: альбом, простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.
5 класс/урок №16
Искусство Жостова: выполняем аппликацию фрагмента росписи
Подмосковное село Жостово.
Роспись жестяных подносов.
Цвет подноса: черный, синий, красный.
Рисунки: цветы, венки, пейзажи.
Этапы работы:
· Замолевок – намечают основные пятна композиции.
· Тенёжка – затемняют с одной стороны.
· Бликовка – выделяют самые освещенные места.
· Покрытие лаком.
· Уборка – украшение борта подноса золотой краской.
Задание:
Нарисуй и распиши поднос.
Материалы: альбом, простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.
5 класс/урок №17
Искусство лаковой живописи (Федоскино, Палех, Мстера, Холуй): выполняем творческие работы по мотивам произведений лаковой живописи
Щепа. Птица счастья.
Птица счастья – так называли люди щепную птицу. Туловище - из дерева, а крылья и хвост сделаны из щепы – тонкой пластинки, отколотой по слою дерева.
Традиции изготовления птиц из дерева зародилась в деревнях Архангельской губернии.
Они были украшением изб. Люди верили, что птица приносит счастье, добро, охраняет покой дома, несет детям здоровье.
Задание:
Изготовление «Птицы Счастья»
Материалы: цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей-карандаш, простой карандаш, ластик.
5 класс/урок №18
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте: выполняем творческую работу по мотивам мезенской росписи.
Мезенская роспись – роспись по лубу и бересте.
Украшали: прялки, ковши, короба, хлебницы, набирухи.
Для росписи применяли всего два цвета: красный – охру, добытую из береговой глины, черный – сажу, смешанную с раствором смолы.
Рисунок покрывали олифой.
При высыхании она придавала основному фону золотистый солнечный цвет.
Основные элементы: кони, олени, птицы, растительные элементы.
Особенности мезенской росписи:
1 ярус (небесный) – птицы.
2 ярус (наземный) – олени, кони.
3 ярус (подземный) – рыбы.
Задание:
Выполни фрагмент мезенской росписи, включив в композицию образ птицы, конька или оленя.
Материалы: альбом, простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.
5 класс/урок №19
19. Роль народных художественных промыслов в современной жизни: конкурс поисковых групп и экспертов
Мезенская роспись (продолжение).
Задание:
Выполни фрагмент мезенской росписи, включив в композицию образ птицы, конька или оленя.
Материалы: альбом, простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.
5 класс/урок №20
Зачем людям украшения: социальная роль декоративного искусства
Греческая вазопись.
Греческая вазопись – это декоративная роспись сосудов. Сосуд покрывался специальными красками и лаком, а потом обжигался.
Геометрический стиль. Коричневая краска по бледножелтому фону.
Чернофигурная вазопись.
Черная роспись на оранжевом фоне. Силуэты людей и животных.
Задание:
Выполнить рисунок на тему «Греческая ваза».
Материалы: альбом, простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.
5 класс/урок №21
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Древний Египет: выполняем эскизы на темы «Алебастровая ваза», «Ювелирные украшения», «Маска фараона»
История костюма. Древний Египет.
Фараон – правитель Египта. Нарядные одежды выделяли его среди других людей, подчеркивая особое положение в обществе.
Священные символы: урея (кобры – защитницы), грифон.
Клафт – полосатый платок.
Тиара – двойная корона.
Одежда жрецов – шкура леопарда.
Чиновники – передник, парик, ожерелье.
Воины – просторный набедренник.
Бедняк – льняная ткань, грубая кожа.
Задание:
Рисунок «Маска фараона»
Материалы: альбом, простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.
5 класс/урок №22
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Древний Египет (продолжение). Завершение работы по темам «Алебастровая ваза», «Ювелирные украшения», «Маска фараона»
Маска фараона. (Продолжение).
Задание:
Рисунок «Маска фараона»
Материалы: альбом, простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.
5 класс/урок №23
Одежда говорит о человеке: выполняем коллективную работу «Бал во дворце» (интерьер)
Декоративное искусство Европы XVII в.
Интерьер дворца того времени был великолепен. Дорогая мебель, изысканные вещи, расписанные потолки, зеркала, хрустальные люстры, обилие лепнины с позолотой.
Парадная мебель была разной формы и имела богатый декор. Диваны и кресла обтягивались тканями. Мебель из дерева делали из ценных пород и украшали полудрагоценными камнями.
Канделябры (большие подсвечники) и большое количество мелких декоративных элементов на стенах, были из серебра и золота, что еще больше усиливало впечатление парадности в интерьере.
Задание:
Рисунок «Бал во дворце». Выполнить интерьер в цвете.
Материалы: альбом, простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.
5 класс/урок №24
Одежда говорит о человеке (продолжение 1): изображение фигур людей в костюмах для коллективной работы «Бал во дворце»
Костюм Западной Европы XVII в.
Костюм очень пышный, с большим количеством украшений.
Одежда из парчи, обшитая золотом.
Мужской костюм:
Парик
Широкополая шляпа.
Длинный, приталенный кафтан, под него надевали камзол.
На ногах – шёлковые чулки, туфли с бантом-бабочкой.
Задание:
Рисунок «Мужской костюм Западной Европы XVII в.»
Материалы: альбом, простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.
5 класс/урок №25
Одежда говорит о человеке (продолжение 2): завершаем коллективную работу «Бал во дворце»
Костюм Западной Европы XVII в.
Женский костюм:
Платье из дорогой, тяжелой ткани (бархат, атлас, парча) с декоративной отделкой. Форма его держалась на жестком каркасе. Украшали оборками, кружевами, бантами.
Бархатные туфли.
Веер.
Длинные кружевные перчатки.
На голове высокие сооружения из цветов и драгоценностей.
Задание:
Рисунок «Женский костюм Западной Европы XVII в.»
Материалы: альбом, простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.
5 класс/урок №26
О чем рассказывают нам гербы и эмблемы: создаем композицию эскиза герба
Геральдика – наука о составлении гербов. Зародилась в XIV – XVвв.
Условные изображения:
· Дуб, медведь – сила.
· Факел, раскрытая книга – знание.
· Пчела – трудолюбие.
· Лавр – слава.
· Дракон – могущество.
· Рука – храбрость.
Цвет:
· Жёлтый (золото) – богатство и справедливость.
· Белый (серебро) – чистота.
· Темно-красный – любовь, смелость.
· Голубой – красота, величие.
· Зеленый – изобилие.
· Пурпурный (красный с оттенком синего) – могущество.
· Черный – мудрость.
Задание:
Придумай герб своей семьи.
Герб ремесленного цеха.
Материалы: альбом, простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.
5 класс/урок №27
О чем рассказывают нам гербы и эмблемы (продолжение): создаем эскиз герба в цвете
Эскиз герба (продолжение)
Задание:
Придумай герб или эмблему на выбор: школы, класса, школьного кабинета, спортивного клуба.
Материалы: альбом, простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.
5 класс/урок №28
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества: определяем роль декоративно-прикладного искусства в жизни современного человека и обобщаем материалы по теме
Художественная керамика.
Керамика – это изделия из цветной обожжённой глины.
Фарфор и фаянс – создаются из более тонких белых глин.
Теракота – натуральный цвет обожжённой глины.
Керамику покрывают глазурью (тонкий стекловидный слой) или не прозрачными эмалями, чтобы после обжига была более блестящая.
Декоративная пластика – объемные фигурки птиц, животных, людей. Разные по величине, цвету, форме, фактуре.
Задание:
Рисунок на тему «Моя любимая чашка».
Материалы: альбом, простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.
5 класс/урок №29
Современное выставочное пространство: выполняем проект эскиза панно для школьного пространства
Гобелен– это художественно исполненный тканый ковер, для украшения стены. Создается гобелен за ткацким станком. Традиционные ткацкие материалы – это шерсть и лен.
Батик – искусство росписи ткани.
Холодный батик – рисунок выполняется по ткани специальным составом (резервом) при помощи стеклянных трубочек. Потоп расписывается красками.
Горячий батик – рисунок наносится при помощи растопленного воска и красок, по принципу от светлого к темному.
Квиллинг(бумагокручение) – искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Готовым спиралькам придается различная форма и таким образом получаются разные элементы (модули).
Задание:
Эскиз декоративного панно для школьного пространства.
Материалы: альбом, простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.
5 класс/урок №30
Лоскутная аппликация, или коллаж: выполняем практическую работу по созданию лоскутной аппликации
Мозаика
Мозаика – декоративно-прикладное и монументальное искусство. Это набор и закрепление на поверхности разнообразных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
Мозаика устойчива к погодным условиям, поэтому ею украшают парки, фасады домов. Используют в оформлении каминов и печей.
Задание:
Создание декоративного панно в технике аппликация.
Материалы: цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей-карандаш, простой карандаш, ластик.
5 класс/урок №31
Витраж в оформлении интерьера школы: выполняем коллективную практическую работу
Витраж
Куски цветных стёкл крепятся в металлических переплетах. Получается яркий рисунок с черным контуром.
Цветные окна были украшением средневековых соборов в городах Западной Европы.
В настоящее время витраж украшает окна, двери, перегородки в интерьере.
Задание:
Эскиз витража.
Материалы: альбом, простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.
5 класс/урок №32
Нарядные декоративные вазы: выполняем практическую работу по изготовлению декоративной вазы
Вазы бывают: легкие и воздушные из хрусталя, фарфоровые, из керамики покрытые глазурью, стеклянные, пластиковые, из металла, плетенные из лозы, бамбуковые.
Вазы можно разделить на виды:
· Настольные
· Напольные
· Домашние
· Уличные
· Цветочные
· Декоративные
Так же вазы различаются по форме, размеру, материалу.
Задание:
Придумай дизайн вазы.
Материалы: альбом, простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.
5 класс/урок №33
Декоративные игрушки из мочала: выполняем коллективную работу в материале
Мочало– материал из которого в старину делали рогожи, циновки, веревки и многое другое.
Луб, находится под корой дерева. Его размачивают, раздирают на волокна и получается мочало.
Из него делали разные игрушки: коньков, баранов, птиц.
Задание:
Изготовление декоративной игрушки.
5 класс/урок №34
Декоративные куклы: выполняем практическую работу по изготовлению куклы
Кукла – образ человека, с которым можно разговаривать, одевать, кормить.
Все дети любят играть в куклы.
Куклы бывают:
· Современные, сделанные на фабриках игрушек.
· Старинные: тряпичные, деревянные, соломенные, глиняные (они хранятся в музеях).
· Кукла – сувенир.
Художники создают оригинальные куклы и представляют их на выставках.
Задание:
Изготовление декоративной куклы.