В последние годы правительство России активно поддерживает развитие STEАM-образования, обозначая его ключевую роль для развития экономики и инноваций. В рамках этой стратегии были проведены реформы в образовании, с целью увеличения качества и доступности STEАM-образования на всех уровнях.
Сегодня STEАM становится все более значимым не только в высшем и среднем образовании, но и на уровне дошкольного обучения. В начальных школах России введены дополнительные уроки по программам, связанным с наукой и технологиями, проводятся специальные проекты и конкурсы для молодых учёных. В средних и старших классах предлагают дополнительные предметы, связанные с STEM, такие, как робототехника, программирование и инженерия.
В долгосрочной перспективе STEАM может стать не только частью образовательных программ университетов, но и школ, что поможет выстроить единую систему подготовки, повысить эффективность всей системы образования, конкурентоспособность отечественной науки и промышленности.
Активное развитие STEАM-образования в России помогает формировать новое поколение учёных, инженеров и технических специалистов, которые смогут эффективно работать в современном технологическом мире. Это также способствует развитию национальной экономики и повышению конкурентоспособности страны в мировом сообществе.
В области дошкольного образования для STEAM определяются следующие задачи:
Формирование у детей критического мышления, исследовательских навыков и способности решать сложные задачи.
STEАM-образование в дошкольных образовательных организациях должно открывать перед самыми маленькими детьми двери в мир науки и технологий, помогая им с раннего возраста развивать интерес к исследованию и изобретательству, способствовать формированию у детей навыков, которые будут необходимы им в будущем.
Для дошкольников STEАM должен быть в виде игр, экспериментов, конструирования и использования простых технологий. Например, дети могут изучать основы физики через игры с водой и песком, математику — через простые счетные игры, а технологии и инженерное мышление — через сборку простых моделей из конструктора.
Цели и задачи STEАM-образования на дошкольном уровне
- Развитие критического мышления и навыков решения проблем. Дети учатся анализировать информацию, задавать вопросы и искать ответы. Например, рассматривая, почему одни предметы тонут, а другие плавают, они начинают узнавать базовые знания физики.
- Формирование любознательности и исследовательского духа. STEАM-образование поощряет детей самостоятельно исследовать мир вокруг себя. Например, в процессе выращивания растений дети наблюдают за их ростом и развитием, что стимулирует интерес к биологии.
- Развитие навыков работы в команде. Через групповые проекты и игры дети учатся сотрудничать, обмениваться идеями и достигать общих целей, а это важно для социального и эмоционального развития.
- Формирование базовых знаний и навыков и подготовка к дальнейшему обучению. Дети получают первоначальные представления о математических понятиях, физических явлениях и принципах работы технологий. Это создаёт прочную основу для дальнейшего обучения. Закладываются основы для последующего, более глубокого изучения STEАM-дисциплин в школе. Например, знакомство с основами программирования через простые игры помогает детям в будущем освоить более сложные технологии.
- Вовлечение родителей в образовательный процесс. Это очень важный аспект в образовательном процессе в ДОО: родители могут принимать активное участие в образовательных STEAM-проектах и поддерживать интерес детей к STEАM дома. Основы инжиниринга, научных исследований, физики и математики можно закладывать детям с помощью домашних экспериментов и простых игр.
Какие сложности реализации STEAM в России?
Недостаточная обеспеченность школ и университетов современным оборудованием и литературой, недостаток квалифицированных преподавателей и несовершенство существующих программ обучения — всё это является вызовом для успешной реализации STEAM.
Усилия школ в большей степени сосредоточены на учащихся средних и старших классов, так как именно старшеклассники принимают решения, связанные с дальнейшей профессиональной деятельностью. При этом в дошкольном образовании и начальной школе наблюдается нехватка преподавателей, которые имеют специальные навыки в области инновационных технологий.
В связи с этим существует острая необходимость:
- в формировании образовательной системы, которая позволит детям уже в дошкольном возрасте и начальных классах знакомиться с инновационными технологиями;
- в переподготовке преподавательского состава;
- в формировании методических знаний и практических умений у педагогов;
- в обеспечении необходимой методической и материальной базой для полноценной реализации STEАM.
Было интересно? Подписывайтесь на наши социальные сети и следите за информацией о STEAM и раннем развитии детей!
VK: https://vk.com/clubsteamlab
Дзен: https://dzen.ru/clubsteamlab
Telegram: https://t.me/mam_club