Новые условия войны порождают новую тактику
Последний фильм из серии «Безумный Макс», вышедший на экраны в мае, - это фантазия автолюбителя, кишащая военачальниками, разъезжающими по постапокалиптической пустыне на чопперах, «Харлеях-Дэвидсонах» и мотоциклах. Тактика неправдоподобна, а насилие экстремально. Однако в последние месяцы в Украине происходит нечто непохожее. На протяжении большей части войны Россия атаковала, используя обычную «общевойсковую» тактику: войска наступают на бронетехнике, поддерживаемые танками и артиллерией, а затем снимаются с позиций, чтобы последние несколько сотен метров пройти пешком. Но с апреля некоторые российские войска атакуют на мотоциклах. Почему?
Дело не в том, конечно, что у наших якобы заканчиваются бронемашины, но и поэкономить их нелишне. Они несут большие потери: аналитики голландского сайта Oryx, специализирующегося на разведке с открытым исходным кодом, считают, что Россия потеряла около 4400 таких машин. Старые модели теперь чаще встречаются в бою, а спутниковые снимки показывают, что огромное количество машин было вывезено со складов под открытым небом. Однако считается, что всё равно осталось ещё около 3 800 единиц.
Мотоциклы призваны решить ещё одну проблему: новые условия. В отличие от начала СВО, теперь наши войска находятся под постоянным наблюдением украинских беспилотников. Это означает, что бандеровцы способны обнаружить любой движущийся транспорт, когда он ещё находится в нескольких километрах от цели. Группа крупных транспортных средств, движущихся вместе, более заметна и обычно подвергается атаке в течение нескольких минут после того, как соберётся.
Используя мотоциклы, русские воины отдают предпочтение скорости, а не броне. Пехота едёт в бой на мотоциклах или вездеходах Desertcross 1000-3: эти китайские машины, которые иногда называют военными багги для гольфа, могут быстро перевозить четырёх человек по пересеченной местности. Обычно путь составляет не более 10 км. Машины едут небольшими колоннами, часто по четыре-пять единиц. И наши солдаты подъезжают прямо к украинским окопам, прежде чем сойти на землю.
Лёгкие машины не только быстрее, но и менее уязвимы, чем тяжёлые, на украинских минных полях, на которых подорвались десятки русских танков и бронемашин. Их меньшая площадь опоры снижает шансы нарваться на противотанковую мину. А если и попадут, то вероятность детонации будет ниже: для срабатывания таких боеприпасов обычно требуется давление в 300 кг.
Атаки на мотоциклах, впрочем, по-прежнему рискованны. Они иногда всё же подрываются на минах, о чем свидетельствуют несколько жутких видеороликов в социальных сетях. Мотоциклисты также уязвимы для артиллерийского и стрелкового огня. На недавнем украинском видео можно увидеть не менее 20 разбитых мотоциклов, участвовавших в неудачном штурме под Угледаром. Однако штурмы на мотоциклах, хотя и очень опасны для атакующих, могут привести к меньшим потерям со стороны России, чем волны пехоты, которые укронацисты называют «мясными штурмами».
Когда у нападающих есть преимущество внезапности, или защитники измотаны предыдущими атаками, скоростной штурм на мотоциклах поможет захватить некоторую территорию. Но пока мотоциклисты, похоже, добились сравнительно немногого - в отличие от обычных штурмов с использованием бронетехники, у них нет шансов на большой прорыв. Потеряв преимущество внезапности, мотоциклисты не могут снова вскочить на мотоцикл и двинуться дальше. Возможно, общевойсковой подход уже не работает - российские пехотные штурмы являются еще одним отклонением от этой традиционной модели. Но тактика, похожая на трюки из боевиков, может и не быть решением проблемы.
Буду несказанно благодарен, если, зайдя однажды, останетесь с каналом навсегда.
Желающие поддержать канал, в ЧЕТВЁРТЫЙ раз поднимающийся из дзеновских руин, могут присылать донаты.
Номер карты Сбербанка — 2202 2068 8896 0247 (Александр Васильевич Ж.). Пожалуйста, сопроводите перевод сообщением: «Для Каморки».