Найти в Дзене

Дети – помощники родителей. Когда выполнение детьми обязанности становится перекладыванием родительской ответственности

Сегодня я хотела бы поделиться историей, раскрывающей взаимоотношения еще не повзрослевших детей и родителей: какие поручения следует давать детям; стоит ли ограничивать детский труд; может ли безграничная помощь родителям оказывать на негативное влияние на их помощников. Эта история связана с девочкой, с которой я проводила частные занятия по английскому языку.  

Свою ученицу я знаю почти четыре года. Я с ней проводила занятия каждый год, но очень редко, сначала 5-6, а затем и вовсе 3-4 раза в год. В последнее время я приходила тогда, когда нужно было помочь с работами, выполнение которых необходимо для проставления четвертной или годовой оценки. Хотя я ходила к девочке редко, у меня осталось положительное впечатление о совместном времяпровождении. Меня всегда встречала в квартире ее бабушка; четко и подробно рассказывала, над чем нужно работать; узнавала об успехах внучки; после проведения уроков угощала меня чаем с чем-нибудь вкусненьким. 

Работа с девочкой была достаточно насыщенной, так как ученица практически не знала предмет, она не изучила азы, а без них очень трудно успевать по программе. В школе популярно восприятие языка на слух, но в то же время в классе реализуется  чтение ряда текстов, рассмотрение правил по таблицам и выполнение письменных упражнений. Бабушка также ничем ей не могла помочь, так как учила в школе французский язык.

Наша работа включала: выполнение упражнений на запоминание слов; изучение грамматических правил и реализацию соответствующих заданий; чтение текстов и заучивание их отдельных частей (отрывки текстов мы заучивали редко, по требованию преподавателя); составление кратких описаний. К упражнениям и правилам, которые мы выполняли вместе с ученицей, я прилагала русскоязычные транскрипции и перевод. Благодаря нашим занятиям девочка хорошо запомнила системные понятия: цифры до десяти и цвета. Слова она тоже неплохо запоминала, но быстро забывала их, так как они не применялись на практике. Грамматика практически не усваивалась, потому что она требует не только запоминание правил, но и понимание и главное, навыки, представления слов в той или иной форме или конструирования предложений. Это было трудно достичь, так как мы очень мало занимались.

Так почему же так получилось, что девочка только изредка могла работать над английским языком? И где ее родители?

Дело в том, что девочка живет в многодетной семье. Она – самый старший ребенок; другие дети – маленькие и между ними небольшая разница в возрасте. Последний раз, когда я проводила у своей ученицы занятия, в мае текущего года, ей было 11 лет. Другим детям было 5; 3; 2 и 1 год. Девочка не только помогает маме по дому, но часто остается с младшими братьями и сестрой по несколько часов дней и пропускает уроки в классе. По настоянию своего мужа мать выходит на работу порой имея при себе грудного ребенка (муж не является родным отцом девочки). Денег в семье мало, и приходится работать обоим родителем. При этом у мужа нет работы, жена часто в декретном отпуске, и они время от времени ищут временные подработки. В прошлом году ученица не ходила в школу 3 месяца, бабушка об этом узнала благодаря тому, что к ней обратилась классная руководитель после неудачных попыток дозвониться до родителей. К сожалению, бабушка не часто видится с внучкой, ее дочь (мать девочки) к ней не очень дружелюбно настроена и к своему отцу тоже (у девочки есть еще дедушка, но он менее вовлечен в семейные дела, поэтому я его не стала описывать в своей истории). В редкие дни бабушке удастся забрать ребенка на выходные к себе. Видя пробелы внучки в учебе, бабушка занимается с ней русским языком и литературой; а для того, чтобы помочь девочке с английским, она приглашает меня. Бабушка настаивала даже на том, чтобы девочка жила некоторое время с ней; и ее внучка могла подтянуться в учебе, поскольку не была бы занята заботой о младших детях. Но мама очень быстро забирает ребенка себе, так как ей нужны рабочие руки.

Что вы думаете об этой истории? Как, по вашему мнению, следует распределять обязанности в семье? Воспитываете ли вы трех и более детей и / или маленьких детей с небольшой разницей в возрасте? Трудно ли вам уделять время на образование, воспитание и досуг каждого из них?

Я думаю, что родители из моей истории безответственно себя ведут со старшей дочерью, как и с остальными детьми, но пока в меньшей степени, так как малыши еще не могут выполнять домашние обязанности. Родители не могут обеспечивать детей финансово; а девочке поручают довольно ответственные задачи в ущерб ее собственным интересам. А тогда еще самый младший ребенок грудным. 

Если даже не брать во внимание академическую успеваемость (возможна она девочке не так важна, потому что она из рабочей семьи), то такое отношение к ребенку, на мой взгляд, негативно влияет на него психологически. Повзрослев девочка может стараться избегать относительно большей ответственности, связанной с воспитанием своих детей. Моя бабушка была старшей в семье, и часто смотрела за младшими сестрой и братом. Сестра была ее младше на 7 лет, а брат – на 10. Позже, когда у бабушки появилась своя семья и двое детей , она говорила, что долбалась с ними. При этом бабушка жила в городе, дети любимые, разница между ними – 9 лет. Теперь, когда в передачах показывают многодетную семью, бабушка, если не увлечена самим сюжетом передачи, где разыгрывается драма, удивляется, зачем столько детей; это же сколько нужно взять на себя работы. Иногда очевидно, что семья малообеспеченная и несовсем благополучная, и дети нужны, потому что за них платят деньги (Не говорю сейчас о всех многодетных семьях, но по телевизору часто показывают малоблагополучные многодетные семьи). И если мать не работает, то она занимается только домашними делами; было бы гораздо сложнее, если бы она трудилась 5/2 на полный рабочий. Также в описываемых семьях родители, как правило, меньше берут на себя обязанностей, связанной с воспитанием детей. Если женщина гиперболизирует ответственность, связанную с уходом и воспитанием детей, то подобное неправильное понимание о материнстве и негативное отношение к многодетным матерям, может передаваться следующим поколениям. Моя мама, например, также скептически относится к многодетным родителям, хотя не в такой мере. 

Другое, более отрицательное следствие перекладывания ответственности по воспитанию младших детей на старшего ребенка – жертвенность. Повзрослевшая девочка может заботиться в первую очередь о потребностях мужа и детей, забывая саму себя, потому что повторяет прошлый жизненный сценарий. 

О многодетных семьях я мало могу рассказать. Я – единственный ребенок у своих родителей, среди моих знакомых практически нет многодетных родителей. Со стороны многодетные семьи выглядели в моих глазах по-разному: где-то родители, в частности, мамы – строгие и даже грубые; где-то мамы смотрятся любящими. Но во многих случаях старшие дети, даже не большие – достаточно самостоятельные, качают младших, помогают им завязать шнурки и прочее. Но такие семьи я видела мельком всего несколько минут. Как в целом, родители проявляют любовь к своим детям и о том, как они их воспитывают, я не наблюдала.

Я надеюсь, что став более взрослой, моя ученица расставит свои приоритеты; решит, что для нее действительно важно; разделит собственные потребности и притязания других людей, включая самых близких; поставит себе цели и найдет путь их достижения. 

Пишите комментарии, делитесь пожеланиями. 

Ваша блогер, преподаватель английского языка,

Валерия