Абрамцево – место культовое. Это не просто усадьба и не просто история. Это место с любовью обустроенное в начале 20 века лучшими русскими художниками того времени. Обустроенное, как для себя. Да, по сути и для себя. Они проводили в нем много времени, а Поленов, даже дом построил, когда женился. Но давайте по порядку. В 2020 году музей-заповедник отпраздновал свой столетний день рождения. Хотя история его началась гораздо раньше. Находится Абрамцево на берегу речки Вори, в 60 километрах к северо-востоку от Москвы. Нынче это Сергиево-Посадский район Московской области.
Упоминания о деревне под названием «Обрамково» относятся еще к 16 веку. Тогда землями здесь владел помещик Волынский, затем некий Головин, он же и построил здесь первое поместье. Хозяева менялись еще и еще и наконец, в 1843 году владетелем сего «дворянского гнезда» стал писатель Сергей Тимофеевич Аксаков. Так усадьба перешла к культурной богеме. Предположительно, именно в этих стенах им была написана «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука» и «Аленький цветочек».
После Аксакова, к концу 19 века имение стало приходить в упадок, у главного дома прогнила крыша, перекосились полы и требовалась замена фундамента. Вот в эдаком виде его и выкупил весьма небедный промышленник Савва Мамонтов. И именно поэтому это место известно как усадьба Мамонтова в Абрамцеве, которая в его бытность приобрела свой нынешний архитектурный облик и необыкновенное наполнение.
При нем в Абрамцево бывали и немало трудились на благо усадьбы знаменитые русские художники И. Е. Репин, В. М. Васнецов, А. М. Васнецов, В. Д. Поленов, В. А. Серов, П. П. Трубецкой, И. С. Остроухов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров, К. А. Коровин, И. И. Левитан, А. Т. Матвеев, В. Суриков - все это Мамонтовский художественный кружок. Заезжали на огонек музыканты и актёры, в частности певец Федор Иванович Шаляпин. Были организованы столярная и керамическая мастерские, создавались новые способы и стили работы с художественными произведениями.
Здешняя художественная жизнь Абрамцева — это, если хотите, и есть история формирования «неорусского стиля», оказавшегося стержнем или одной из граней модерна в России. Устава или какой-то программы Амбрамцевский кружок не имел. Красота была главным понятием той домашней эстетики, которая складывалась в духовной атмосфере усадьбы. С конца 1870-х годов участники кружка подолгу жили и работали в Абрамцеве.
В Абрамцево и его живописных окресностях Репин написал «Крестный ход в Курской губернии» и «Не ждали», Васнецов «Аленушку» и своих «Богатырей», Серов «Девочку с персиками», Нестеров «Видение отроку Варфоломею». «Девочку с персиками», кстати, Серов писал с дочери Мамонтова - 11-летней Веры. И "Аленушка" Васнецова, это она же. Персики тоже выращены в местной оранжерее.
Врубель создал здесь изразцовые печи для московского и абрамцевского домов Мамонтовых, ну и многие другие многочисленные вещи, декоративную скульптуру и посуду.
Вместе с событиями 1917 года история Абрамцева по всем правилам должна была завершиться. Дочка Саввы Ивановича Мамонтова - Александра здесь родилась и выросла и не случись того самого 1917-го, должна была стать здесь новой хозяйкой. По счастью, после национализации имение не забросили. В 1920-м году усадьба стала государственным музеем-заповедником, а в местных мастерских продолжали работать художники и скульпторы. Первое время Александра Мамонтова даже возглавляла музей, открытый в ее собственном доме. Однако, случился анонимный донос и ее сослали, как говорят, далеко и надолго. Логика того лютого времени такого мезальянса не допускала.
Сейчас «Абрамцево» не страдает от недостатка посетителей и не ошибусь, если скажу что в пятерку самых популярных мест такого рода в Московской области оно уверенно входит.
Музей в Абрамцево был закрыт в 1932 году, а на территории открыли дом отдыха для работников искусства. Здесь бывали режиссер Г. А. Александров, актриса Л. П. Орлова, композитор Т. Н. Хренников, а по соседству построили поселок художников «Ново-Абрамцево», где работали уже советские мэтры живописи - И. Э. Грабарь, И. И. Машков, скульпторы В. И. Мухина, Б. Д. Королев и многие другие. Так что место в некотором роде «намоленное» в плане искусства. В дальнейшем здесь был и санаторий, а во время ВОВ – госпиталь. И лишь в 1977 году музей получил всю территорию усадьбы и современное название – Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево».
Посмотреть в усадьбе есть что. Многие строения в хорошей сохранности, ну либо хорошо отреставрированы.
Главный господский дом (на заглавном фото) усадьбы, единственный усадебный дом 19 века в России, что сохранился до наших дней практически первозданном виде. Был он выполнен в стиле русского классицизма, но Мамонтовы значительно расширили его, поскольку изначально, дом был слишком мал для богатой семьи, да с пятью детьми. Потому они достроили нижний этаж, добавили к этому мезонин с северной стороны, ну и эркер.
Вот, к примеру - кухня. Построена она была в 1870 году на месте старой аксаковской кухни. Изначально она была жилым помещением, до тех пор покуда не отремонтировали и не перестроили усадебный дом. Позже использовалась, как кухня и подразделялась на собственно кухню и жилую комнату для прислуги. В центре постройки само собой была печь. До середины 19 века, она была соединена с усадебным домом крытым переходом, который сохранился до 1930 годов. Сейчас в ней коллекция произведений русского народного искусства, которая долго собиралась членами Мамонтовского художественного кружка и пополнялась уже в XX столетии.
Мастерская в усадьбе была построена по проекту архитектора Виктора Александровича Гартмана в 1873 году на месте аксаковского флигеля, который был разобран. Здание одноэтажное, деревянное с плоской крышей с двумя небольшими комнатами. В верхней части восточной стены сделано широкое окно с застекленной дверью на балкон, поэтому помещение хорошо освещено. А видимо, для придания нужного настроения в творчестве крылечко, кровля, наличники и карнизы обильно украшены пропильной резьбой.
Причем, эта мастерская – единственное что сохранилось к нашему времени из деревянных произведений Гартмана. В нем использованы коренные русские архитектурные мотивы, что создавались самим русским народом в избах, посуде и утвари.
Необычный прием, но Гартман украсил здание мастерской резным орнаментом, заимствованным из народных вышивок. Хотя, Мамонтову она не нравилась…
Баня, это вторая постройка в усадьбе «русском стиле». Построена она в 1878 году по проекту архитектора Ивана Павловича Ропета (хотя его настоящая фамилия - Петров, но чем-то она ему не нравилась). Баня одноэтажная, с мезонином, стоит на том же месте, где была аксаковская баня, к северу от усадебного дома. В центре бани - печь, к ней примыкают все внутренние стены здания. Накрыто оно четырехскатной кровлей. Когда-то она была покрыта суриком, но в начале 20 века кровлю раскрасили «в шашечку». Пропильная резьба присутствует и здесь - на фронтонах, свесах кровли и на крыльце.
Окошки, как положено в бане «подслеповатые», а дверь маленькая и низкая, облик получился причудливым за который она получила второе название – «теремок». При Мамонтовых баня использовалась, как баня, а позже, в качестве жилого флигеля для гостей. После превращения усадьбы в музей, здание служило хранилищем фондов. В наше время в теремке экспонируются изделия абрамцевской столярно-резчицкой мастерской, мебель, предметы быта, в том числе, изготовленные по эскизам Е. Д. Поленовой и других художников.
Но самое примечательное на мой взгляд строение здесь - Церковь Спаса Нерукотворного.
Создавали ее всем здешним художественным обществом. По проекту В. М. Васнецова и В. Д. Поленова.
Первоначальный проект храма создавал Поленов. В качестве прообраза взял он храм Спаса на Нередице 12 века, что под Новгородом. В этом проекте уже изначально прослеживались основные черты будущей церкви. Главка храма стояла на массивном барабане и венчала высокую четырехскатную кровлю. Портал располагался в западном фасаде, над ним находился образ Спаса Нерукотворного и выполнен он был в виде звонницы. С восточной, алтарной стороны имелись три апсиды. Поленовский проект храма был суровым и тяжеловесным.
Но, работу над проектом церкви продолжил В. М. Васнецов. И его больше вдохновляли кремлевские церкви. Он существенно изменил пропорции постройки, увеличил высоту стен, а северный фасад, разработанный по версии Поленова, перенес на место южного. Таким образом живописец получил больше освещения в интерьере храма и вид южному фасаду придал намного более парадный. В Васнецовском проекте церковь приобрела более пропорциональный, гармоничный образ, что лучше соответствовало предназначению небольшой усадебной церкви, которая была мастерски вписана в пейзаж абрамцевского парка.
Строительные работы начались в 1881 году. Трудились с энтузиазмом, дружно и воодушевленно. Поленов, Репин, Васнецов, семья Мамонтовых. Чертили фасады, орнаменты, рисунки, писали образа, вышивали хоругви. Мамонтов лично что-то высекал по камню.
Интерьер оформлял главным образом Поленов. Иконостас, запрестольный крест, киоты, подсвечники, паникадило выполнены по его эскизам. Иконостас, кстати, создан по мотивам сельских церквей русского Севера.
Для изучения средневекового русского искусства с целью декоративной отделки фасадов и интерьера художники ездили в Ростов Великий, Ярославль и другие города. По-моему, в советское время Днепрогэс с таким энтузиазмом и огоньком не строили.
Изразцовое изображение Спаса Нерукотворного над входом было так же работы Поленова, а в иконостасе иконы «Спас Нерукотворный» - Репина, «Николай Чудотворец» - Неврева, а «Сергий Радонежский» и «Богоматерь» Васнецова. В 1892 году в церкви М. А. Врубель поставил печь. Его майолика в усадьбе вообще феерична. А скамья в парке с изображением сказочных птиц с женскими головами – вообще шедевр.
Церковь и сейчас действующая, правда богослужения проходят по памятным для Абрамцева датам.
Рядом с храмом есть небольшое кладбище с часовней. Часовня так же построена по проекту Васнецова в 1891 году над могилой сына Мамонтова - Андрея. Впоследствии здесь были похоронены сам Савва Иванович, его жена Елизавета, их дети - Андрей и Вера, а также сын Веры – Сергей. Так что кладбище фамильное.
Есть здесь и Поленовский дом. Построен в 1882 году местной артелью плотников. Деревянное здание с двумя большими комнатами, перекрыто двускатной крышей, а со стороны западного фасада находится открытая терраса.
Обогревался дом печью и камином с изразцами, которые имитируют красную кирпичную кладку. Обстановка в доме очень простая – дом этот предназначался для супружеской четы художника В. Д. Поленова и Н. В. Якунчиковой, которые обвенчались в 1882 году, в только что построенной новой абрамцевской церкви.
Беседка «Избушка на курьих ножках». Построена по проекту В. М. Васнецова, в характерном сказочном облике в 1883 году неподалеку от храма. В ее основе – сруб из толстых бревен, опирается сруб на пни и перекрыт двускатной тесовой крышей, с симпатичным коньком с резной головой коня. Тут русский дух, тут Русью пахнет, а стилизованные изображения совы и летучей мыши впоследствии превратились в привычные декоративные мотивы в русском модерне.
Дом управляющего мамонтовской усадьбой был построен в 1890 году из брёвен, что были привезены со строительства железной дороги Вологда — Архангельск, не пропадать же добру. Какое-то время дом был подсобным помещением керамической мастерской. Когда она переехала в Москву в 1896 году здесь жил управляющий, а в настоящее время он используется как служебное помещение музея.
Есть еще 250-летний дуб (дуб на переднем плане заглавного фото), но это не постройка, хотя тоже важная часть усадьбы. Один только год его появления на свет чего стоит – 1770-й! Усадьба – рай для художников, фотографов и просто людей, которые любят приглушенный среднерусский пейзаж и вот этот необыкновенный приглушенный свет. Всем советую…
Приятных прогулок. Все фото мои. Спасибо за лайки и не забывайте подписываться, так мне будет легче рассказать вам что-нибудь новое и интересное.