Екатерина Вторая правила полных 34 года. Развитие мужского и женского костюма прошло несколько этапов в эти годы.
Костюм середины XVIII века развивался параллельно с общим направлением искусства стиля рококо (от фр. rocaille - раковина), выражавшего прихотливые вкусы русского придворного общества, и сохранял свой характер до последней четверти столетия.
Рококо требовал изящества, легкости, утонченности, светлых, теплых тонов.
Обычным стал вид мужественного кавалера, который был одет в светло-розовое или ярко-красное. При Екатерине | мужчины из высших слоев общества следовали французской моде.
Законодателем же моды в России был
Петербург.
Сюда приходили корабли из
Франции, которые привозили новые ткани, обувь, украшения и "галантереи".
Мужской костюм состоял из рубашки, камзола, кафтана, коротких штанов ("панталон"), чулок, башмаков. Верхнюю одежду - кафтан шили из шелковых тканей, бархата, парчи, подбивали мехом. Камзол почти полностью повторял крой кафтана, виднелся из-под кафтана, который застегивали только на две пуговицы.
Под камзолом носили рубаху из полотняной или льняной ткани с оборкой, прямым разрезом. Позже рубашки шили из батиста, отделывали кружевами, складками, украшали жабо. Застегивалась рубашка мелкими пуговицами из жемчуга, золота, с драгоценными камнями. Панталоны до колен шили из одной ткани с кафтаном.
Ближе к концу века кафтан заменил фрак - новая модная одежда родом из Франции.
Изначально фрак был предназначен для верховой езды, поэтому из соображений удобства его полы были разной длины. Однако позже фрак стали носить и люди невоенные, его начали надевать на торжественные приемы. Обычно фрак шили из бархата, сукна или шелка, самыми распространенными цветами были зеленый, черный, голубой и фиолетовый.
Башмаки имели прямую колодку, каждый разнашивал обувь под свою ногу. Они имели высокий каблук и толстую подошву.
К концу века появились туфли с большим вырезом впереди и без каблуков. Из-за толстой подошвы и высокого каблука в таких башмаках было достаточно тяжело ходить, и в XVIII веке многие мужчины брали уроки правильной походки у иностранных преподавателей. Чулки бывали цветные и белые, зимние - на меховой подкладке.
Сложные наряды теперь сковывали движения, а обувь на каблуке не позволяла мужчинам удерживать равновесие без тросточки - еще один необходимый аксессуар.
Специально для того, чтобы научить придворных бояр грациозной походке, из-за границы приглашали учителей танцев. В это время развлечениям и придворным торжествам придавалось такое значение, что мастерство танцевавших на балах приблизилось к выверенным движениям профессиональных танцоров.
Отличительной чертой женской моды того времени стала торжественность.
Главными деталями женской одежды, перенятой с Запада, в XVIII веке были корсаж, пышные юбки, распашное платье. В XVIII веке одежда мужчин и женщин нередко совпадала по цветовой гамме и шилась из одной и той же ткани, а названия оттенков цвета отличались экстравагантностью: "цвет новоприбывших особ", "цвет потупленных глаз".
Корсаж и "шнурование" были главным средством изменить фигуру с помощью обшитого кружевом или позументом корсета, затягивавшегося сзади с помощью шнуровки и... колена, которым служанка упиралась в спину девушки, чтобы как можно туже затянуть корсет.
Фигура дамы по моде того времени должна быть горделивой, стройной и тонкой. Некоторые дамы от удушья падали в обморок. На юбки и платье уходило огромное количество материи (от 5 до 40 метров). Все платье было в десятках оборочек, лентах и бантах, на что шло огромное количество тканей. В торжественных случаях к платью прикреплялся большой съемный шлейф.
Все платья были до пола - открывать посторонним взорам щиколотку ноги считалось недопустимым, неприличным.
Под юбку надевали жесткий каркас - панье, позже фижмы из проволоки.
К пышным платьям стали прикреплять шлейф, а под юбку ниже поясницы привязывали турнюр (подушку), что вкупе с тугой шнуровкой корсета сильно изменяло женскую фигуру.
Французскую моду в 1770-е годы сменяет английская: строгие белые платья, скромная отделка, отсутствие кружев, лент, оборок. Сверху надевалась так называемая роба (от фр. la robe - платье) - верхнее распашное платье, выполнявшее роль прежнего летника. У знатных дам робы были украшены драгоценными камнями, цепочками, кружевами, лентами, золотым шитьем. Чулки носили шелковые, бумажные, шерстяные.
Остроносые туфли шили из кожи, для домашнего пользования туфли делали из парчи, атласа и бархата.
Появились модные журналы: "Модное ежемесячное сочинение, или Библиотека для дамского туалета", "Магазин общеполезных знаний". Из них черпали нужные знания для поддержания своего внешнего вида на парижском уровне. На смену стилю рококо - манерному стилю - пришел стиль классицизм, для которого характерна мода на простые линии, отказ от огромных пудреных локонов и кОС.
Аристократической считалась "фарфоровая" кожа, естественный цвет лица и, тем более, смуглость, были признаками низкого или крестьянского происхождения. Белила обильно накладывали на лицо и женщины, и мужчины, кроме того, дворяне пудрили парики.
Некоторые модники для этого заходили в комнату, где слуга предварительно распылил пудру, и лакеи с помощью опахал "навевали" пудру на парик. После такой процедуры оставалось сменить запудренную одежду и отправиться на бал.
Русское дворянство за полвека окончательно привыкло к европейским фасонам и к тому, что вся одежда либо привозилась из Европы, либо шилась под заказ на манер французского или немецкого платья. Но в шестидесятые годы восемнадцатого века традиционно русские элементы костюма вдруг не только выходят из-под запрета, но и становятся модными. Интересно, что это произошло с восшествием на престол Екатерины II, не имевшей ни капли русской крови: новая императрица считала, что необходимо воспитывать в российских подданных национальную гордость и ощущение самодостаточности.
Европейский наряд не попал в опалу, как русский при Петре, но с самого начала своего царствования Екатерина стала одеваться в русское платье, подавая пример придворным дамам.
"Государыня была в русском наряде светло-зеленом шелковом платье с коротким шлейфом и в корсаже из золотой парчи, с длинными рукавами.
Она казалась сильно нарумяненною, волосы ее были низко причесаны и слегка посыпаны пудрой; головной убор весь унизан бриллиантами", - писал англичанин, побывавший при русском дворе.
Русские элементы вводились в костюм ненавязчиво, служа формой национальной самоидентификации, при этом подданным было позволено следовать общеевропейской моде.
Основными деталями, привнесенными Екатериной, стали длинные висячие рукава и короткий шлейф. Часто платья времен Екатерины || называли
"офранцуженным сарафаном". Императрица стремилась избавиться от чрезмерной роскоши времен ее предшественницы. Придворным боярам она предписывала носить одинаковые костюмы для демонстрации "единства стоящей над нацией элиты", а для женщин теперь стали шить наряды в соответствии с должностями их мужей.
Вообще же требования и регламент одежды при Екатерине II были куда более свободными, чем в начале и середине XVIII века.
Ярким феноменом в истории моды XVIII века стали мундирные платья императрицы. Эти платья Екатерины || являлись изысканным сочетанием французской моды и русских традиций, женственной изящности и мужественной строгости. В таком наряде императрица принимала парады, встречалась с офицерами или отмечала особые исторические события.
В конце 1770-х - начале 1780-х годов ощутимое воздействие на костюм начинает оказывать распространение идей французского философа Ж.Ж. Руссо, его выступление против роскоши, показного внешнего лоска и праздности светского общества и призыв к простой, естественной жизни на лоне природы.
Усиливается влияние английского костюма, в силу исторических особенностей его развития более рационального и менее подверженного влиянию придворной моды.
Стремление к упрощению силуэта женского платья намечается в 1780 годы, когда вся ширина юбки сосредоточивается сзади, на смену громоздким фижмам приходит валик из конского волоса, прикреплявшийся сзади на уровне талии. Модными становятся ткани в полосу, для парадных платьев часто в сочетании с роскошной вышивкой. Менее парадные туалеты все чаще начинают исполнять из хлопчатобумажных тканей светлых тонов.
Новые веяния становятся особо ощутимыми после Великой французской буржуазной революции 1789 года. В искусстве конца XVIII - начала XIX века находит яркое выражение новый стиль - классицизм с характерным для него заимствованием античных форм. В силу неизбежной эволюции стиля происходят коренные изменения и в костюме.