С тех пор, как человечество ступило на путь технологического развития, оно обрекло себя на строго определённый путь социальной эволюции, и соответственно экономики.
Ещё со школы мы знаем, что выбравшись с первых естественных форм социумов – первобытно общинных к племенным (они же клановые), избытки производства (еда, скотина, и пр. ценности тех времён) потребовали и давали возможность одним людям угнетать других, и эксплуатировать подавленных (захваченных побеждённых) в качестве бесплатной рабочей силы, и так человечество пришло к рабовладению. Усилиями рабов и в постоянной внутри социумной борьбе постоянно совершенствовались технологии – нужно было это для совершенствования оружия для отъёма ценностей у соседей и не совсем соседей и добычи новых рабов. Ресурсов становилось необходимо всё больше и больше, контроль за ними и территориями с ними требовался больший – и вот начались образование и существование империй, с первыми признаками феодального строя, как естественной эволюции. К этому времени уже выделяется жёсткая сословность – низшие и высшие слои общества, а так же прослойка «надзирателей» и прочих условных «середняков» - вечно стремящихся уйти в верхние сословья где статус передаётся по наследству. Справедливости ради надо сказать, что ещё со времён первых фараонов и даже чуть раньше сформировалась отдельная социальная группа «мастеровых», у которых был по сути отдельный привилегированный статус – их ум и умения (компетенции) ценились правителями тех времён, инженер времён тех же фараонов социально был примерно как фаворит при дворе какого-нибудь короля в средневековье.
И вот, естественным путём общественно-социальное развитие человечество постепенно сформировало, эволюционировало, в наиболее стабильную форму – феодализм. Как социально-экономическая модель общественного строя она не только довольно устойчива, но и обладает своеобразной гибкостью и приспосабливаемостью к различным культурам. Напомню, что она из себя представляет: на вершине находится некий монарх, который оказывается там в следствии или силового захвата власти с помощью своих ближайших вассалов, или наследует престол по праву родства опять-таки благодаря согласию влиятельных вассалов. Те могут называться дворянскими титулами (бароны, герцоги и т.д., короче «знать», высшее сословье) в зависимости от местных культурных особенностей, например в Японии – это были главы самурайских домов. Под ними как правило была прослойка «вассалов вассалов», своеобразных надсмотрщиков за низшими слоями общества – крестьяне, рабы, обслуга господ и т.д. Поскольку все зверства связанные с управлением ложились на плечи этих «вассалов-вассалов», то что бы монарху и приближённым не приходилось краснеть (они ж «богоизбранные», и не гоже потакать такому), то и родилось известное выражение «вассал моего вассала – не мой вассал». Кузнецы, ткачи и прочие мастеровые при этом находились в отдельной привилегированной «касте», и, по сути, единственные кто в этой системе этого заслуживал. Однако социальная эволюция не стояла на месте, тип мышления людей не изменяется. Данный феодализмом социальный расклад постепенно накапливает кроме социальной напряжённости, выливающийся в эффективно подавляемые восстания и бунты, а те что не подавлялись восстанавливали тот же феодализм только с новыми лицами, но и к накоплению технологий и социальных и прочих благ их обладателям, что в итоге приводит к росту влияния тех, кто ими торгует – формируется крайне влиятельный класс купцов и торгашей. Причём в отличие от древних трогашей рабами, примитивными орудиями труда и ресурсами (еда, скотина), эти уже работают с технологиями производства, по сути паразитируя на «мастеровых», постепенно превращая их в тот же низший класс. Можно сказать, что именно этот исторический период развития технологических социумов является началом заката естественной привилегированности умельцев. Просто став прокладкой между производством и потребителем. Феодальное общество сначала это воспринимало как некий естественный ход, но постепенно начало сопротивляться росту влияния купцов-продаванов (а потом и промышленников) в своём обществе, отделяя их от сословных систем где всё держится на родовой связи. Однако необходимость постоянного технологического совершенства (отсталых в этом плане быстро громили более тех-продвинутые, захватывая их ресурсы или подчиняя интересам, сюда же можно отнести все колониальные захваты) заставлял правителей феодалов включать социальные лифты для особо ценных кадров не имевших сословных корней, в истории очень много примеров этому. Далее наступает период, который условно называют «ренессансом» - в разных культурах названия могут быть разными, но по сути – это «золотой век» феодализма, предтеча капитализма, если по марксу-энгельсу. По сути поздний феодализм сам формирует промышленный технократизм, где производители и купцы благодаря обладанию решающих ресурсов, начинают формировать социум под себя, задвигая сословья на второй план, а на первый выходят те самые «капиталисты», которые делают «себя сами», но чаще руками рабов нового типа – рабочими, в том числе высококвалифицированными. Для их существования те же капиталисты совместно с государями и их органами активно развивают систему образования, ибо на одних крестьянах, с их «примитивными» сель-хоз знаниями как раньше спокойно каким-нибудь бароном-помещиком уже прожить достойно становится трудно. Заодно вполне по-феодальному усиливается контроль за этими образованными квалифицированными рабами, которые отвечают созданием своих коллективных социумов – профсоюзами. Но богатый купец может купить и лидеров этих профсоюзов. А накопленная социальная напряжённость снимается очередной войной, которая в свою очередь убирает избыток недовольных, толкает технологии вперёд, и обогащает ново-феодалов – капиталистов, которые уже по сути заменили собой высшие сословья прошлого, отправив их в пыльную историю в качестве прикольных артефактов.
Да, в этом периоде Маркс пишет свой «Капитал», выражая там своё видение, но не додумывается что такой расклад социальной жизни не навязан некими нехорошими людьми-капиталистами-эксплуататорами, а является естественной эволюцией технологического пути развития человечества, и по сути – потребительским феодализмом в ранней стадии. Система получается малостабильной, что кроме войн и кризисов, вполне верно описанных тем же Марксом, провоцирует философов и мыслителей того времени генерировать различные утопические формы социумов, в попытке придумать некий фантастический мир всеобщей справедливости. Наиболее известная из них – коммунизм – несмотря на свою утопичность по сути (ну не может такой высокоразвитый и технологически развивающийся вид строить и жить в обществе как у пчёл или муравьёв-термитов и им подобных), нашёл отклик в недовольных неравенством доступа к ресурсам и технологиям слоях населения планеты. Да, пожить при коммунизме, как известно, в итоге никому так и не удалось, пришлось придумать более-менее адаптацию которую назвали «социализмом», но и она в условиях активного освоения ресурсов растущего потребительского феодализма (капитализма) вынужденно становилось формой выживания непотребительского общества контролируемого путём изоляции и тотальной идеологической накачкой (контролем, по сути очередной формой религии). Понятно, что такая система живуча только в очень изолированном обществе, типа Северной Кореи, но и та, имея вынужденную ограниченность в ресурсах («Учение Чуч-Хе» - жизненная необходимость!), старается развивать малоресурсные технологии, и накапливать потенциал развития в случае разблокировки доступа к ресурсам. Судьба же такого социально-экономического образования, как Советский Союз, который являлся тем же феодальным обществом, только сословность там формировалась по степени лояльности к идеологии и правящему классу [партии], а распределение ресурсов шло в первую очередь на поддержание этой самой идеологии и изоляции, и по остаточному принципу на всё и всех остальных, была предопределена, и рано или поздно либо переродилась в комбинированную форму потребительского капитализма (с сохранением партийных элит) как в Китае, либо просто сдаться на милость процветающего капитализма, что и произошло в конце 20-го века.
А вот этот самый потребительский капитализм-феодализм, ещё не испытывая недостатка в ресурсах благодаря продолжающимся грабежам колоний, лишившись необходимости конкурировать с «социализмом», но испытывая необходимость в росте потребительского спроса для накопления потенциала и ресурсно-финансовой базы развития технологий, начал плавный дрейф сторону корпоративного феодализма, повторяя по сути историю перехода от позднего феодализма-ренессанса к этому самому промышленному капитализму, но в уже иной, более совершенной технологически форме.
И вот тут самое время напомнить одно важнейшее условие существования всего этого техно-человейника земного мира: ресурсы планеты не бесконечны, а рост технологий и потребления увеличивают их истощение в геометрической прогрессии. А это не может продолжаться бесконечно!
Так или иначе, но эта статья пишется именно в этот исторический момент: изживший себя классический капитализм, начинающий испытывать ресурсный голод, уже эволюционирует в корпоративный феодализм. Мы уже сейчас можем видеть его проявления в общественных форматах жизни «передовых» социумов. В кавычках потому, что эта «передовитость» ни к чему хорошему не ведёт, но технологический путь развития не оставляет выбора. Так что же это такое за -изм очередной? В целом, мы его могли видеть в некоторых фантастических фильмах, том же «Аватаре» (режиссёрская версия): миром (даже не странами!) правят не какие-то потомственные или идеологические лидеры, контролирующие по цепочке вассалов и через ни х распределение ресурсов, а финансовые магнаты и главы транснациональных корпораций. Именно они. Соблюдая национальные политесы, фактически назначают политических лидеров. Технически это не сложно имея большой финансовый ресурс: ты покупаешь ведущие СМИ и лидеров мнений, и выставляешь своих кандидатов на выборы. Всех «не своих» через СМИ подвергаешь остракизму, «отменяешь» и дискредитируешь, и уже не важно, с каким лицом будет очередная национальная говорящая голова. А делать, проводить политику, будет ту, которую ему прикажет реальный «хозяин» или «хозяева». В тех же США есть «закон о лоббировании», который позволяет это делать официально. Далее всё по феодальной системе с управленцами-надсмотрщиками и рабами-работягами внизу, причём мастеровые-умельцы уже не привилегированны, а так же как и все засунуты в низы, где находятся как и все остальные под полным технологическим контролем – через соц-сети, цифровые сервисы и технологии. Цифровые рабы. Правила жизни – это корпоративные правила, которые по сути постепенно превращаются законы, а корпорации подменяют государства. От лишних потребителей «слишком умных» нужно избавляться для экономии ресурсов, и для этого как нельзя кстати «повесточка» ЛГБТ*, трансов* всевозможных и прочие социально-вирусные способы массовой кастрации населения слишком «развитых» стран и наций. А из слаборазвитых можно вообще клепать бесплатных рабов (ну, они так думают) которые будут работать «за идею», религиозную или социальную, не важно, важно что выбора у них, с учётом развития технологий контроля, не будет. Сопротивляющиеся такому миропорядку должны либо перестать сопротивляться, либо будут уничтожены (над чем уже, как известно, работают) во имя «свободы и демократии». Всё в лучших традициях феодализма.
Что дальше. На самом деле заглянуть в будущее здесь не сложнее, чем решить задачу со всеми известными. Сразу можно исключать апокалиптические сценарии с падением метеоритов, мега-цунами, взрывами Йелоустоунов, смещениями оси и прочих «нападений инопланетян»: в случае хотя бы частичного выживания человечества вся вышеописанная история перезапускается и приходит к тому же, просто с некоторой задержкой. Так что остаётся одно: корпорации используя рабский труд сотрудников становятся насосом всасывающим ресурсы и надувающими финансовые пузыри, пока эти самые ресурсы не начнут их потихоньку лопать, заставляя сначала устраивать кровопролитный делёж их, а потом кучкование элит вокруг идеи выживания и потребления. Далее 2 варианта, и один печальнее другого. В более мягком случае человечество может прийти к некоему балансу потребления к потребностям с тотальным контролем корпораций, некий аналог «Куоросанта». Вариант представляется маловероятным, поскольку технологическое развитие уже сейчас сильно опережает логическое мышление, заменяя его необходимостью доминировать здесь и сейчас, а что завтра – хоть трава не расти (и не будет…). И реально в этом мире светит окончательное истощение ресурсов, сопровождаемое массовым вымиранием вида из-з его эволюционной неприспособляемости, возникшей от тотальной зависимости от тех же технологий. Конечно, найдутся фантазёры, которые верят в экспансию за ресурсами (освоение) других планет, но увы, все эти освоения Марсов, Лун, и прочих космических тел не уйдут дальше показательных высадок автоматических станций или их обитателей, больше с целью идеологически-образцово-показательной, с бравурным комментарием «Вот смотрите мы это смогли!», а на вопрос о экономической целесообразности проекта: «Ну-у-у.. мы работаем над этим». И вот дальше этого, по сути, ждать не стоит, просто по законам физики.
Другой вопрос, сколько весь этой кошмар продлится от текущего (начало 21-го века) продлится? Ответ – а насколько ресурсов хватит, плюс – насколько удастся сократить население.
Есть конечно совсем фантастический, утопический вариант – что вдруг на человечество снизойдёт некая просветляющаяя благодать, в безальтернативной форме, которая буквально перепрошьёт способы мышления у всего вида на те, где не будет технологического пути развития при соблюдении имеющихся политесов. В это даже самый упоротый конспиролог не поверит :)
- - признаны экстремистскими организациями в РФ. И правильно!