Мы продолжаем погружать читателей в тему добра и зла в преддверии выставки «Семь грехов и добродетелей», которая пройдет в галерее ARTMAISON.
В прошлом материале мы осветили зависть и грех в литературе, а сегодня эти темные части человеческой натуры вы увидите в интерпретации великих художников.
«Зависть» Питера Брейгеля
На картине Брейгеля «Зависть» центральное место занимает фигура женщины, указывающей на огромного индюка — символ зависти и тщеславия. Мир, представленный здесь, словно вывернут наизнанку: символы и образы перевёрнуты, как торчащие из кувшина ноги, одна из которых обута в офицерский сапог, превращенный в шутовской колпак. Это намекает на абсурдность зависти, которая извращает всё, к чему прикасается.
Сцена наполнена аллегорическими деталями. Монстры примеряют людям обувь, иллюстрируя пословицу «Каждому — свой башмак», где обувь становится символом как свободы, так и контроля. Зависть разрушает разум, как это видно на примере торговки, которая, вместо того чтобы защищать свой прилавок, завидует другим, в то время как монстр пожирает её товар.
На заднем плане арбалетчик, сидящий в разбитом кувшине, целится в яйцо — символ мира и разума, показывая, как зависть разрушает гармонию и спокойствие. Рядом с ним — монахи, проходящие мимо тонущей лодки и символизирующие духовную глухоту и безразличие к чужим страданиям.
Также на картине изображены две собаки, дерущиеся за одну кость — устойчивый символ зависти в нидерландской иконографии. Образ старой женщины, поедающей сердце и указывающей на индюка, воплощает выражение «зависть гложет сердце». Этот индюк символизирует глупость, жадность и показное тщеславие, которые питают зависть.
На фоне этой сцены видна аллегория ада, куда направляются завистники и злорадствующие: это огромное строение, в которое монстр поднимает людей, а с другой стороны внутрь движется похоронная процессия.
Люди, вываливающиеся из лодки и тонущие, представляют собой жертв зависти, погубленных этим грехом. Голова в лодке с лежащим рядом яйцом символизирует утрату разума, а испражняющиеся монстры подчеркивают, что зависть — это грязь души, которая отравляет всё вокруг и душу самого завидующего.
Зависть в иконологии Чезаре Рипа
У Чезаре Рипы в «Иконологии» зависть представлена через аллегорическую сцену, где женщина направляет ружье на двух собак, поедающих ежа. Этот образ символизирует самоуничтожение, поскольку собаки, пытаясь съесть колючее животное, наносят вред самим себе. Подобно этому, преступление, совершаемое под влиянием зависти, причиняет вред не только жертве, но и самому преступнику, разрушая его изнутри.
Данная композиция выступает символом оскорбления и злых слов, которые, как и зависть, могут быть столь же разрушительными, как и физическое насилие. Этот образ подчеркивает, что зависть не только толкает на преступление, но и отравляет слова и мысли, превращая их в орудие боли и разрушения.
Зависть на картине Иеронима Босха
В сцене, посвящённой зависти, на столешнице Иеронима Босха «7 смертных грехов» изображены люди, покупающие вещи, которые им вовсе не нужны, но они делают это исключительно из-за того, что их знакомые уже приобрели подобные предметы.
Эта сцена служит поучительным примером того, как зависть толкает людей на ненужные траты и подчиняет их ложным желаниям. Босх здесь напоминает о важности довольствоваться имеющимся и предостерегает от завистливых стремлений, которые в конечном итоге приносят лишь разочарование.
Аллегорические фигуры лающих собак и купца с костью дополняют эту сцену. Они отсылают к нидерландской пословице: «Две собаки с одной костью редко достигают согласия», подчеркивая, как зависть порождает конфликт и раздоры. Лающие собаки символизируют непрекращающуюся борьбу и конкуренцию, вызванную завистью, тогда как купец с костью воплощает жадность и стремление заполучить то, что принадлежит другому.
Зависть на гравюрах
Гравюра Георга Пенца 1541 года, посвящённая зависти, представляет сложную и многослойную композицию, в которой центральный образ Зависти сопровождается символическим фоном. На заднем плане виден сюжет, являющийся прямой отсылкой к библейской истории о зависти, предательстве и продаже Иосифа в рабство его братьями.
Братья Иосифа, движимые завистью к его особому положению и любви отца, решаются на ужасный поступок, продавая его в рабство. Таким образом, Пенц использует этот сюжет, чтобы подчеркнуть губительное влияние зависти, которая может привести к катастрофическим последствиям, уничтожая не только отношения, но и саму человеческую душу.
В гравюре Абраама Босса, созданной в период с 1639 по 1650 год, изображена аллегорическая фигура Зависти, которая демонстрирует пагубную природу этого чувства.
Надпись на латыни «Invidia Meipsam Tabefacio», что переводится как «зависть разрушает меня», усиливает идею самоуничтожения, заключённую в этом произведении.
Центральный образ — фигура Зависти, которая отнимает кусок мяса у собаки, несмотря на то, что пёс сам хотел бы его съесть. Этот жест символизирует природу зависти, из-за которой человека обуревает желание не просто обладать чем-то, но и стремление лишить другого того, что ему принадлежит или чего он жаждет. Зависть заставляет человека разрушать не только благополучие других, но и своё собственное, отравляя его внутренний мир.
В гравюре Джорджа Гловера, созданной около 1630 года, изображен рычащий Курре, который представляет собой завистливую эльфу.
В руке у Курре находятся змеи, которые символизируют зависть. Важно заметить, что змеи в этом контексте могут отсылать к змею-искусителю из библейской истории, который соблазнил Адама и Еву вкусить запретный плод. Зависть к Богу и его знаниям сподвигла первых людей на нарушение запрета, что в свою очередь символизирует собой корень многих человеческих страданий.
Иконография зависти в искусстве разнообразна и многогранна, отражает её сложную природу и уничтожающее воздействие. Гравюра Гловера показывает, как зависть способна разрушать внутренний покой и приводить к конфликтам и страданиям как у самого завистника, так и у тех, кто находится в его окружении.
На выставке ARTMAISON вы сможете погрузиться в мир искусства, который раскрывает темы грехов и добродетелей. В рамках проекта «7 грехов и 7 добродетелей» будет представлено 28 уникальных образов — 14 мужских и женских персонажей, каждый из которых иллюстрирует один из грехов или добродетелей.
Эти образы будут выполнены в формате стереокартин с использованием дополненной реальности, что позволит вам в интерактивном формате исследовать и визуализировать взаимодействие между пороками и добродетелями.