Рынок заполняется китайскими брендами, большинство названий брендов российскому народу были не известны. Спрос на китайские автомобили растет. Такая тенденция сохраниться, введенные санкции и жесткие условия ввоза автомобилей в Россию, не позволяют известным автомобильным брендам заполнить рынок. Помимо прочего цены на поддержанные автомобили высоки, а оригинальные запчасти для их обслуживания не то что трудно найти, их практически нет в России, либо их цена завышена. Поэтому рынок аналоговых запасных частей процветает.
Как поведут себя китайские автомобили в наших условиях эксплуатации станет известно через 2-3 года. Крупные китайские автомобильные компании обновляют модели каждые 2-3 года, и китайцам интересно менять автомобиль чаще, тем более цена для их рынка достаточно приемлемая [1]. По данным около 43% китайских автовладельцев меняют свои автомобили в среднем в течение трех лет, а доля замен в течение пяти лет достигает более 60% [1]. А вот россияне эксплуатирует автомобиль более 6-7 лет, и что будет дальше с китайским автопромом в России и автокомпонентами на них интересно.
Рассмотрим данные по продажам новых автомобилей в России за период 2022-2023 год (рис. 1). Продажи китайских брендов взлетели, а отечественный бренд как всегда в лидерах. Все известные ранее нам бренды, занимавшие лидирующие позиции распродали остатки и полностью покинули российский рынок.
Отечественный бренд LADA не стал уходить далеко от Китая, и весной обещал всем дилерским центрам поставить новую китайскую модель для продажи. Такая модель появилась в продаже в июне 2024 года.
Новая модель от LADA – XCITE, название бренда образовано от английского глагола «to excite» – «волновать» [2], волнует дилерские центра, особенно в части вопроса обслуживания этого автомобиля. Модель XCITE будут выпускать на заводе в Санкт-Петербурге в партнерстве с китайским производителем Chery.
Сегодня у дилеров LADA большой спрос на гарантийный ремонт и много вопрос по качеству сборки и использованных автомобильных компонентов, но завод-изготовитель добавляет еще бренд, и, пожалуй, таким способом создает только проблем своим дилерским центрам. Заниматься повышением технического состояния своих автомобилей, руководству завода вновь некогда. Китайские производители не видят конкурента в АВТОВАЗе, считая свои модели более совершенными.
Низкое качество автокомпонентов отечественного бренда LADA использованных при сборке вызывает постоянное обращение владельцев к дилерам, но еще хуже, когда сам завод-изготовитель отказывает дилеру в замене действительно бракованных запчастей.
АВТОВАЗ держит дилеров в «тонусе», если можно так мягко выразить всю деспотию. Существует множество информационных писем и предписаний как действовать дилеру при обращении владельца, но хуже всего происходит согласование гарантийных работ. Отдел гарантии завода конечно же заинтересован в уменьшении гарантийных затрат, но не заинтересован в улучшение обслуживания своих клиентов и качестве запчастей. Согласование работ инженерами завода происходит в течении двух дней, а при тяжелом случае неделю и больше. Клиент остается без автомобиля, идет простой и отсчет 45-ти дневного гарантийного срока ремонта, а сотрудники дилерского центра с приборами и инструментом производят замеры по поручению из АВТОВАЗа, доказывая заводу, что случай гарантийный. Дилер сегодня занимается не реальными заменами дефектных деталей, а доказывает заводу его же вину.
При таком подходе нельзя говорить о сохранении лояльности к бренду LADA. Портал «АвтоВзгляд», собрав список самых распространенных жалоб, обратился с ним непосредственно в АВТОВАЗ. В пресс-службе отечественного автогиганта сказали, что все эти случаи являются единичными [3]. Но на практике это совершенно не так.
После ухода группы Renault АВТОВАЗу пришлось искать новых поставщиков автокомпонентов и конечно ими стали компании из Китая [4]. К слову из-за отсутствии локализации производства в нашей стране модели LADA: Largus, Vesta, Xray больше всего столкнулись с проблемами комплектующих. Большая часть автокомпонентов на эти модели была из Европы, а закрытие границ и уход Renault, поставил АВТОВАЗ в тяжелое положение. В качестве примера и подтверждения ситуаций на рынках автомобильных компонентов рассмотрим локализацию производства автомобиля LADA Vesta, на рисунке ниже показано распределение автокомпонентов по странам [5].
В настоящее время правильно будет поднимать вопросы про восстановление деталей и легализации этого вида деятельности. Становится понятно, что, если ситуация не измениться и АВТОВАЗ не найдет надежных поставщиков, готовых обеспечить производство и склад, либо решится вопрос с производством автокомпонентов в стране, отечественный бренд так и будет считаться «отсталым», «низкосортным».
Заводу-изготовителю поступают различные предложения, например, из Ирана, на организацию поставки многих автокомпонентов, но завод как всегда ищет выгодно там, где надо искать качественно и надолго.
Именно из-за проблем качества автомобильных компонентов и отсутствия остатков на складах Лада-Имидж возникают трудности обслуживания владельцев LADA. Ожидание сроков поставки увеличено, уверенность в качестве деталей отсутствует, а требования растут с каждым днем.
Таким образом, для полного решения вопроса по автокомпонентам требуется разрешение восстанавливать детали и начать производить свои собственные запчасти. Например, блоки электронных замков, различные датчики, комбинации приборов для приборных панелей, а также блоки ЭРА-ГЛОНАСС сегодня на АВТОВАЗ приходят от российской фирмы «Итэлма» [5]. Кроме того, АВТОВАЗу стоит пересмотреть отношение к вопросам гарантии и выбирать надежных поставщиков.
Сравнивая отечественный автопарк с китайским стоит заметить, что и у китайских брендов есть проблемы, самая значительная это коррозия кузова, причина связана с тем что их автомобили не готовы к суровым условия нашей страны, в Китае другой климат. А в части вопроса автокомпонентов, то цены на запчасти высокие и их трудно найти, но это вероятнее всего временная проблема. Китайские автопроизводители нашли подходящее рыночное пространство в России и будут его расширять и укреплять. И если китайские автомобили хотят дальше заполнять рынок в России, они должны улучшить своею продукцию для российских климатических условий [6].