Найти тему
NEWS.ru

«Вернется в Россию и поможет победить на СВО». Арест основателя Telegram: кто такой на самом деле Павел Дуров

Оглавление

Автор: Михаил Щипанов

Арест в Париже залетевшего во французскую столицу владельца сети Telegram Павла Дурова дал старт своеобразному марафону под лозунгом: кто первым сморгнет. Иными словами, выяснится, у кого крепче нервы. У французских властей и лично Эммануэля Макрона, затаившего, как говорят, личную обиду на мессенджер, или у гражданина мира Дурова, которому не впервой сталкиваться с подобным прессингом. Пусть и не в такой экстремальной форме.

В целом, общая экспозиция давления на Дурова понятна: добиться от него снятия табу на предоставление, в первую очередь спецслужбам натовских стран, так называемых «ключей», кодов, позволяющих читать интересующую их переписку. Естественно, эти требования подаются под изысканным «соусом» претензий. Что секретность Telegram позволяет разного рода преступным и террористическим группам безнаказанно договариваться о своих акциях, вести переговоры и вовлекать в свои действия новых членов. А это, мол, усиление позиций наркотрафикантов и создателей сетей педофилии, которая, к слову, в некоторых странах старой Европы уже и не считается особым преступлением.

Особую пикантность аресту Дурова придает тот факт, что сеть менее популярна в натовской Европе, но имеет широкое распространение у нас, в России, в странах постсоветского пространства, на глобальном Юге. Восемьсот миллионов ежедневных потребителей и амбициозная цель в миллиард пользователей – это ли не кладезь самой разнообразной ценнейшей информации для аналитиков спецслужб. Особенно, если учесть, что после наших внутренних, не слишком удачных, попыток накинуть узду на детище Павла Дурова, Telegram стал чуть не настольным мессенджером наших чиновников, а заодно и наших бойцов в окопах на Украине, которым «телега» зачастую заменяет спецсвязь.

Неудивительно, что сразу после появления дурной вести о задержании в парижском аэропорту Дурова нашим сановникам порекомендовали спешно удалить свою «чувствительную переписку» из архива мессенджера. Иными словами, у многих наших высокопоставленных потребителей плодов детища братьев Дуровых, Павла и Николая, гения IТ-технологий, не возникло сомнений в том, что перед лицом перспективы отправиться на двадцать лет во французскую тюрьму гендир сети пойдет на тесное сотрудничество с заинтересованными лицами.

А то и просто продаст свой Telegram, перейдя из разряда мирового ЛОМа в категорию тихих рантье. Такой вариант, конечно, возможен. Но он явно не единственный.

Время работает на Дурова

Конечно, никаких иллюзий относительно свободы слова и соблюдения основополагающих демократических ценностей на Западе, где ведущие газеты даже не скрывают, что получают методички по освежению того или иного события, давно нет. Приостановка выхода не самого крупного немецкого издания, рискнувшего опубликовать интервью с голосом нашего МИД Марией Захаровой, показательна.

Но Павел Дуров в мировом информационном и коммуникационном пространстве – фигура штучная. Такие в мире на перечет. Не удивительно, что после его задержания буквально на трапе бизнес-джета, уже Илон Маск услышал целый хор доброжелателей, советующих ему соблюдать крайнюю осторожность. А то ведь разговорился без гарантии того, что Дональд Трамп станет президентом.

Конечно, Дурова могут долго мариновать в тюрьме, стремясь договориться по-тихому, распуская необоснованные слухи о том, что он согласился кое-что сдать. А это стало бы серьезным ударом по позициям Telegram, фатально подорвало бы доверие к его надежности и конфиденциальности.

Но на то и существуют адвокаты, чтобы лишний раз не просто защищать своего клиента, но и постоянно привлекать внимание и мировых медиа к его персоне. Изначально адепты ареста Дурова распространили информацию о том, что его повязали вполне законно, на основании Акта о цифровых услугах Европейского союза, в соответствии с которым операторы социальных сетей и интернет-платформ несут ответственность за размещенный на их ресурсах контент.

Проблема для европейских законников, однако, заключается в том, что этот документ не подразумевает личной или уголовной ответственности. Ответственность оператора ограничивается только юридическим статусом и чисто экономической мерой – штрафом. Франция как бы решила действовать на основании не вполне законного юридического толкования Акта. Так что адвокаты, а принять участие в таком процессе – честь для любого юриста, скорее всего, будут настаивать на ничтожности предъявляемых обвинений.

Видимо, поэтому и с началом процесса будут тянуть, насколько возможно, максимально. Надеясь, повторимся, договориться с Дуровым по-тихому. Пусть и не в полном объеме, а по ряду моментов. И все зависит от стойкости и хладнокровия Дурова.

Фактор Эмиратов

Павел Дуров основал свою штаб-квартиру в Дубае, став красой и гордостью Эмиратов и пополнив список самых богатых местных бизнесменов. В кармане у него еще и местный паспорт, а значит, шейхи должны так или иначе поддержать своего гражданина. Мы видим, что демарши Эмиратов время от времени выглядят весьма результативными. А тут речь идет о человеке, который продвигает часть великой пустыни к технологическим вершинам. Так что реакция Эмиратов может быть во многом и по многим параметрам показательной. И это тоже причина для того, чтобы Дурову потянул время, не идя на уступки, пока его союзники будут представлять свои аргументы Парижу.

В то же время считается, что излишняя активность России на этом треке способна даже в чем-то Дурову навредить, поскольку и так эту сеть называют пророссийской, старясь вызвать к ней негативное отношение. Недаром утверждают, что слух о встрече Дурова с Владимиром Путинын в Баку, на территории страны, воспринимаемой во Франции как враждебной, окончательно взбесила Макрона.

Словом, скандал, вызванный арестом Дурова, относится к событиям, способным отодвинуть на второй план даже конфликт на Ближнем Востоке.

А вообще арест Дурова – лишний сигнал о том, что соблюдать нейтральность становится все сложнее. Постить селфи с бокалом на французской Лазурке, получать местный паспорт за «особые заслуги», и в то же время отказывать спецслужбам в их настойчивых просьбах, все труднее.

Эх, звал же покойный Жириновский: «Паша, вернись домой!». Не послушал его Дуров. Теперь в Сети говорят: «Вернется домой и поможет победить на СВО». Вторым шансом воспользуется?