Скоро прозвенит первый звонок! Пока родители заняты сборами к школе, мы расскажем о самых главных нововведениях, которые ждут учеников. Усиление дисциплины, новый взгляд на физкультуру и возвращение старых добрых трудовых уроков — обо всем этом и многом другом читайте в нашем материале.
Давайте разберемся, что же нас ждет с 1 сентября.
Запрет на использование телефонов
Под запрет попадают не только мобильные телефоны, но и другие устройства, способные принимать звонки и сообщения, например, умные часы с SIM-картой. Использовать гаджеты будет разрешено только в экстренных случаях, когда существует угроза жизни или здоровью.
Важно отметить: запрет распространяется только на время уроков. На переменах школьники смогут свободно пользоваться своими телефонами.
Почему ввели запрет?
- Повышение дисциплины. Основная причина запрета – это стремление повысить дисциплину на уроках. Отвлечение на телефонные звонки, сообщения и игры мешает учебному процессу, снижает концентрацию и эффективность занятий.
- Социальная проблема. Современные дети действительно стали слишком зависимы от гаджетов. Они меньше общаются друг с другом, не участвуют в активных играх и не развивают навыки живого общения.
- Улучшение качества образования. Запрет телефонов позволит учителям уделять больше внимания каждому ученику, проводить более эффективные занятия и создавать в классе атмосферу сосредоточенности.
- Безопасность. В некоторых случаях использование телефонов может отвлекать учеников от происходящего вокруг и создавать угрозу безопасности.
Что разрешено, а что запрещено?
- Во время уроков: категорически запрещено использование любых устройств, способных принимать звонки и сообщения, включая смартфоны, умные часы с SIM-картой и т.п.
- На переменах: ученики могут пользоваться телефонами для связи с родителями или друзьями.
- В экстренных случаях: использование телефона разрешается, если есть угроза жизни или здоровью.
Цель запрета – не ограничить детей, а создать условия для более эффективного обучения и гармоничного развития.
Каждый родитель может обсудить это решение со своим ребенком и помочь ему адаптироваться к новым правилам.
Усиление дисциплины в школах
С недавних пор в российском образовании произошли существенные изменения, направленные на укрепление дисциплины и повышение авторитета учителя.
Теперь учителя могут делать замечания детям
Одним из самых значимых изменений стало предоставление учителям дополнительных полномочий в вопросах поддержания дисциплины. Теперь педагоги имеют право:
- Делать замечания ученикам: Теперь учителя имеют право делать замечания ученикам, нарушающим правила поведения в школе. Это значит, что педагоги могут открыто выражать свое недовольство действиями учеников, мешающих учебному процессу.
- Обращаться к администрации: В случае систематических нарушений дисциплины учитель вправе обратиться к завучу или директору с требованием применить к ученику дисциплинарное взыскание.
Право педагогов на уважение
Параллельно с расширением полномочий учителей, законодательство усилило защиту их прав. Теперь закон защищает учителей от:
- Оскорблений: ученики не могут оскорблять учителей ни в устной, ни в письменной форме.
- Физического насилия: любые формы физического воздействия на учителя запрещены.
- Психологического насилия: ученики не могут подвергать учителей психологическому давлению, запугиванию или травле.
В предыдущей редакции закона право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, от оскорбления личности было зафиксировано только для учащихся.
Эти изменения не означают, что учителя получили неограниченную власть. Они должны соблюдать права учеников и использовать свои полномочия справедливо и обоснованно. Школьники должны понимать, что за свои поступки они несут ответственность.
Школьная форма по ГОСТу
Активно обсуждается вопрос введения единой школьной формы. Согласно заявлению Роскачества, уже в 2024 году планируется утвердить единый стандарт, который определит внешний вид и качество школьной одежды для всех российских школьников.
Вместо разнообразия школьных форм, каждая школа сможет выбирать из предложенного стандарта, что позволит создать более упорядоченный и узнаваемый образ школьника.
Пока точно неизвестно, какие цвета будут преобладать в новой форме. В комплект школьной формы войдут такие элементы как блузка, жилет, пиджак, кардиган, джемпер, свитер, рубашка, платье, брюки и шорты.
К школьной форме будут предъявляться высокие требования. Особое внимание будет уделено качеству материалов, из которых будет изготовлена форма. Они должны быть безопасными для здоровья ребенка, гигроскопичными и воздухопроницаемыми.
Уроки труда заменят «Технологию»
С 1 сентября 2024 года предмет "Технология" будет заменен на "Труд". Это решение вызвано стремлением сделать образование более практичным и ориентированным на реальные потребности современного человека.
Главное отличие нового предмета заключается в том, что девочки и мальчики будут изучать его по одной программе.
Уроки труда будут направлены на развитие практических умений, таких как кулинария, рукоделие, основы работы с инструментами и многое другое.
Новый предмет поможет школьникам определиться с будущей профессией и приобрести начальные навыки в различных сферах деятельности.
Что будет изучаться на уроках труда?
Программа уроков труда будет включать в себя как обязательные, так и вариативные модули.
В начальной школе занятия будут проходить один раз в неделю и включать 4 модуля:
- Технологии, профессии и производства: знакомство с различными профессиями и производственными процессами.
- Технологии ручной обработки материалов: работа с бумагой, тканью, природными материалами.
- Конструирование и моделирование: создание различных моделей и конструкций.
- Информационно-коммуникативные технологии: работа с компьютером, создание презентаций и т.д.
В 5-7 классах уроки труда будут проводиться 2 раза в неделю, в 8 и 9 – один раз. Будут обязательные и вариативные модули. Обязательные модули:
- Производство и технологии.
- Технологии обработки материалов и пищевых продуктов.
- Компьютерная графика. Черчение.
- Робототехника.
- 3D-моделирование, прототипирование, макетирование.
Модули на выбор:
- Автоматизированные системы.
- Животноводство.
- Растениеводство.
«Основы безопасности и защиты Родины» вместо ОБЖ
С нового учебного года в российских школах появится новый предмет – «Основы безопасности и защиты Родины» (ОБЗР), который заменит привычный всем ОБЖ. Это решение было принято Министерством просвещения РФ с целью более комплексного подхода к вопросам безопасности и патриотического воспитания подрастающего поколения.
Новый предмет сохранит все основные темы, которые изучались в рамках ОБЖ: экология, правила дорожного движения, пожарная безопасность, первая помощь и действия в чрезвычайных ситуациях. Однако в программу будут добавлены два новых модуля, связанных с начальной военной подготовкой:
- Действия в условиях военного времени: как вести себя при объявлении мобилизации, как защитить себя и своих близких в военное время, какие правила поведения необходимо соблюдать.
- Основы военной подготовки: базовые знания о видах оружия, правилах оказания первой помощи в боевых условиях, основах тактики и других военных дисциплинах.
Новый предмет будет изучаться в 8-11 классах один раз в неделю. Для старшеклассников предусмотрены практические занятия, на которых они смогут отработать полученные теоретические знания:
- Тактической подготовки.
- Огневой подготовки.
- Инженерной подготовки.
- Военно-медицинской подготовки.
- Технической подготовки.
Преподавать ОБЗР будут школьные учителя, прошедшие специальную подготовку, а также ветераны специальной военной операции. Для ветеранов, желающих стать учителями ОБЗР, будет организована профессиональная переподготовка.
Введение нового предмета обусловлено необходимостью подготовки подрастающего поколения к различным вызовам современности, в том числе и к угрозам безопасности.
Изменение программы по физкультуре
С нового учебного года школьников ждет увлекательное спортивное путешествие! Программа по физической культуре претерпевает серьезные изменения, открывая перед учениками новые возможности для всестороннего развития.
В федеральные рабочие программы по физической культуре включены новые виды спорта: городошный спорт, гольф, биатлон, бокс, дзюдо, роллер спорт, чир спорт, компьютерный спорт и тяжелая атлетика. Этот список не окончательный, и школы смогут дополнять его другими видами спорта в зависимости от своих возможностей.
Как будет проходить обучение?
Школы сами будут выбирать, какие виды спорта включить в учебный план. Это позволит учесть интересы и способности учеников, а также наличие необходимой инфраструктуры.
На уроках ребята познакомятся с правилами каждого вида спорта, познакомятся с инвентарем, освоят базовые элементы и движения.
Часть занятий может проводиться в формате спортивных клубов и секций, где ученики смогут более углубленно изучать выбранные виды спорта.
Новый подход позволит каждому ученику найти занятие по душе и открыть для себя новые таланты.
Занятия различными видами спорта способствуют укреплению здоровья, повышению физической выносливости и улучшению координации движений и отличная возможность для общения и командной работы.
Семьеведение для старшеклассников
С 1 сентября появится новый курс – «Семьеведение». Этот курс направлен на формирование у школьников ценностей семейной жизни, понимания роли семьи в обществе и развитие навыков, необходимых для создания крепких и гармоничных отношений. Уроки будут проводиться 1 раз в неделю во время «Разговоров о важном» или внеурочной деятельности.
Программа курса "Семьеведение" разделена на несколько блоков, учитывая возрастные особенности учащихся:
· Для 5-9 классов:
- «Человек, семья и общество»: здесь школьники узнают о том, как и зачем создается семья, какую роль она играет в жизни человека и общества;
- «Мои родственники, похожие и разные»: этот блок посвящен истории семьи, взаимоотношениям поколений, роли бабушек и дедушек в жизни внуков;
- «О семейном уюте и не только»: на этих занятиях школьники будут учиться вести домашнее хозяйство, создавать уют в доме;
- «Важней всего погода в доме: здесь обсуждаются вопросы семейной атмосферы, ценности семейных отношений, на чем держится семья;
- «Современная семья и ее право»: этот блок посвящен семейному законодательству, правам и обязанностям членов семьи.
· Для 10-11 классов:
- «Личностная готовность к созданию семьи»: обсуждаются вопросы, связанные с готовностью к семейной жизни, выбором партнера.
- «Ценность семьи и семейные ценности»: школьники изучают различные семейные ценности и их роль в жизни человека.
- «Возрасты семьи»: рассматриваются особенности семейных отношений на разных этапах жизненного цикла.
- «Благополучие и здоровье семьи»: обсуждаются вопросы сохранения здоровья семьи, профилактики семейных конфликтов.
- «Поддержка семьи в российском обществе»: рассматриваются меры государственной поддержки семьи.
Занятия по Семьеведению будут проводиться в формате диалога, обсуждения и групповой работы. Планируется, что уроки будут проходить в доверительной атмосфере, без оценок и контрольных работ. Темы будут обсуждаться в контексте реальной жизни учащихся, что позволит сделать занятия более интересными и полезными.
Преподавателями могут стать учителя истории и обществознания, школьные психологи, приглашенные юристы, классные руководители, завучи или даже священники. Выбор педагога будет зависеть от конкретной темы урока.
Новые учебники по истории
С нового учебного года школьники 5-9 классов начнут изучать историю по обновленным учебникам. Особое внимание уделено событиям последних лет и их историческому контексту.
Что нового в учебниках истории?
- Новый раздел о современных событиях: в учебниках появится отдельный раздел, посвященный специальной военной операции, вхождению новых регионов в состав России и формированию многополярного мира. Это позволит школьникам получить актуальную информацию о происходящих событиях и их исторической значимости.
- Пересмотр новейшей истории: разделы, посвященные 70-м, 80-м, 90-м и 2000-м годам, будут полностью переписаны. Авторы учебников обещают более объективный и глубокий анализ этих сложных периодов российской истории.
- Переосмысление понятия "империя": понятие "империя" будет рассмотрено с учетом современных исторических исследований и дискуссий.
Обновлённые пособия по географии
С 1 сентября 2024 года российские школьники начнут изучать географию по обновленным учебникам и контурным картам. Как сообщил министр просвещения РФ Сергей Кравцов, в новые учебные материалы будут внесены изменения, отражающие актуальные геополитические реалии.
В контурные карты и атласы будут включены новые территории, вошедшие в состав Российской Федерации. Это позволит школьникам изучать географические особенности этих регионов, их природные ресурсы, население и экономику.
Изменения в программе по литературе
Одним из главных нововведений стало включение в список рекомендованной литературы произведений фантастики.
Школьники смогут познакомиться с новым жанром литературы — фантастикой. Это позволит расширить их кругозор и открыть для себя новые миры и идеи.
Учителя смогут самостоятельно выбирать, какие произведения и какие фрагменты из них включать в учебную программу. Это позволит учесть интересы и возрастные особенности учащихся.
В список рекомендованной литературы вошли как отечественные писатели-фантасты (например, Кир Булычёв), так и зарубежные классики жанра (например, Джон Р.Р. Толкин).
Обязательных ВПР по иностранным языкам больше не будет
В конце прошлого года произошли существенные изменения в системе школьного образования: было объявлено об отмене всероссийских проверочных работ (ВПР) по иностранным языкам. Это решение было принято с целью снизить нагрузку на учеников и учителей, а также оптимизировать учебный процесс. Однако, спустя некоторое время, выяснилось, что отмена оказалась неполной.
ВПР по иностранным языкам больше не являются обязательными для всех учащихся 7 и 11 классов.
Школы теперь сами определяют, по каким предметам будут проводиться ВПР. Иностранные языки включены в список предметов по выбору для учащихся с 4 по 8 и 10 классы.
Конкретные предметы для ВПР определяются случайным образом за неделю до проведения испытаний.
Важно помнить, что любые реформы требуют времени для адаптации. Школам, учителям и родителям необходимо объединить свои усилия для того, чтобы создать оптимальные условия для обучения и развития каждого ребенка.